• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

ИАЦ "Кабар": Будущее Центральной Азии тесно связано с Узбекистаном

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

С осени 2016 года внимание многих стран и политических центров мира сосредоточено на Узбекистане. После того, как новым главой страны был избран Шавкат Мирзиеев, Узбекистан прочно закрепился в фокусе внимания мирового сообщества. Не часто в мире происходят кардинальные изменения в стране, долгое время считавшейся авторитарным государством. Изменения в государственном устройстве здесь происходят непрерывно, и в то же время настолько гладко, что вызывает не только удивление, а порой даже желание всемерно поддержать новое руководство страны. Ш.Мирзиеев сумел не просто сохранить стабильность, не просто сменить определенную часть прежнего руководства страны, но даже перенастроить правящую верхушку государства на рельсы непременного реформирования всех сторон общества без потрясений, включая политическую и экономическую составляющие государственного развития. При этом все новшества находят широкую поддержку у населения. Бесспорным подтверждением таких изменений можно назвать открытие виртуальной приемной Президента Узбекистана. По словам самих узбекистанцев, такой подход в решении насущных проблем страны пришелся по нраву простому народу, которому наконец-то нашлась возможность выразить свое отношение, сделать обращение или решить конкретные проблемы напрямую без посредничества бюрократической прослойки в системе госуправления. Более того, такой подход вынуждает эту самую прослойку меняться самому. И таких изменений внутри узбекского общества насчитывается множество. Народ Узбекистана давно отвык от такой открытости государственных органов, тем более самого главы государства.

В то же время следует отметить филигранную дозированность при проведении реформ дозволенности на текущий момент, при которой стабильность в обществе, которое давно ожидает перемен, остается максимально устойчивой. Таким подходом власти Узбекистана решают сразу две задачи: первая - рост доверия к новым властям в обществе, и вторая - максимально гладкую перемену в общественном сознании, которое долгое время оставалось в стагнации.

Однако изменения ситуации в Узбекистане еще больше ощущаются на международном уровне. Новое руководство Узбекистана меняет свое отношение к миру, в особенности к международным организациям, с которыми отношения были испорчены после 2005 года. Большая часть таких организаций уже вернулась в Узбекистан, открыли свои представительства и начали вести активную работу. При этом следует особо подчеркнуть то, что их работа ведется в координации с новыми властями, не отмечается никакого антагонизма в отношениях. Более того, практически все новые шаги Узбекистана, как во внутренней политике, так и во внешней политике, поддерживаются такими организациями как ООН, ОБСЕ, ЕС. Даже такие международные организации, долгое время критиковавшие власти Узбекистана, уже возвращаются, находят понимание и начинают свою активность в Ташкенте – Бюро по Правам человека, Журналисты без границ, Врачи без границ и др.

Среди резонансных международных инициатив Узбекистана в 2017 году наиболее примечательным стало проведение Международной конференции в Самарканде в начале ноября этого года. Важность конференции не только для стран Центральной Азии, но и всего международного сообщества говорит само ее название: «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания». Впервые Узбекистан созвал мега-региональную Конференцию с участием представителей госорганов самого высокого ранга, экспертов, аналитиков, специалистов по разным направлениям. Конференция была направлена на консолидацию потенциала стран региона для кооперации, сближение и взаимопомощь в развитии. Президент Ш.Мирзиеев открыто высказался за тесное сотрудничество стран Центральной Азии и совместное противостояние современным вызовам. Особое внимание вызвало его предложение о проведении регулярных встреч на высшем уровне лидеров стран региона, которые, по его идее, не направлены на создание какого-то наднационального органа, а будут способствовать обмену мнениями по всем актуальным вопросам и выработке решений, удовлетворяющих все страны региона. Другими, более понятными, словами это было названо «сверкой часов» лидеров стран Центральной Азии.

Такая идея уже давно витала в воздухе. И теперь оказалось, что все заждались оживления только со стороны Узбекистана. Тем самым все участники Конференции, практически все представители международных организаций, СМИ, признали значимость роли Узбекистана в построении новой конструкции в Центральной Азии. До сих пор в мире считали, что главная роль в регионе из-за его активности на международной арене, принадлежала Казахстану. Однако бесспорны два факта – во-первых, Казахстан ни разу не попытался сконструировать новый формат взаимоотношений между странами Центральной Азии для того, что в мире этот регион воспринимали бы как нечто не делимое. Во-вторых, Казахстан, выбрав путь на Евразийское сближение, тем не менее, сделал огромный шаг в сторону сближения с Европой, заметно уменьшив внимание к региональному сотрудничеству. Тем самым авторитет Казахстана в регионе был размыт как нечто не родное, хотя и близкое, поскольку руководство Казахстана ассоциировало страну как более европейскую, чем азиатскую.

Первый шаг Узбекистана в направлении усиления роли и значения Центральной Азии на международной арене вызвал большой резонанс. Важность предложения была признана практически всеми заинтересованными сторонами как внутри Центральной Азии, так и за ее пределами, включая международные авторитетные организации. По общему признанию, Центральная Азия представляет собой важный регион с точки зрения обеспечения глобальной безопасности. Вторым по важности выводом после Конференции стало понимание укрепления роли ООН и других международных организаций в борьбе с угрозами в регионе. Кроме того, участники Конференции пришли к пониманию важности укрепления двустороннего сотрудничества по выгодному для региона использованию водно-энергетического потенциала Центральной Азии. Узбекистан отреагировал на такое мнение Конференции и уже утвердил Соглашение с Кыргызстаном, которое направлено на то, чтобы расширять и развивать взаимовыгодное сотрудничество между регионами Кыргызстана и Узбекистана, а руководители приграничных регионов двух стран проводили встречи на ежеквартальной основе для оперативного решения возникающих вопросов, причем не оглядываясь на центр. Конференция подчеркнула, что Международное десятилетие Действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028 годы, является хорошей платформой для содействия в достижении целей по воде и санитарии на всех уровнях.

Вопрос о границах между странами региона продолжает оставаться одной из самых актуальных. С приходом нового руководства Узбекистана к власти этот вопрос заметно сдвинулся с места. Однако еще остаются нерешенные участки между странами, которые являются важным фактором обеспечения мира, стабильности и безопасности в Центральной Азии. Важным подспорьем в этом вопросе стало объявление на Конференции о заключении Договора между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о районе точки стыка государственных границ трех государств и которое отныне не подлежит денонсации какой-либо стороной. Вопросы о госгранице между Кыргызстаном и Узбекистаном решены на 85% и обе страны имеют большое желание в скорейшем разрешении остальных участков. Проблема совместной границы с беспокойным Афганистаном воспринимается как важный аспект в достижении мирного развития во всем регионе. Инициативы, направленные на поддержку мирного политического процесса в Афганистане, оказание помощи в восстановлении социально-экономической инфраструктуры этой страны были поддержаны участниками Конференции. В дополнение к этому была особо отмечена необходимость скорейшего налаживания постоянного обмена между странами региона информацией и опытом по всем аспектам борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Кроме того, были отмечены еще два момента, которые остаются глобальными проблемами – борьба с наркотрафиком, частью которого остается Центральная Азия, а также призыв к лидерам стран региона полностью выполнить Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, который был подписан странами Центральной Азии в 2006 году.

Другими словами, Узбекистан все активнее вовлекается в большую политику и все больше укрепляет свои позиции для становления реальным региональным лидером в международных вопросах. Учитывая, что население страны составляет почти половину населения Центральной Азии, а экономический потенциал раскрыт не в полную силу, Узбекистан вправе взять большую часть инициативы в международных делах в свои руки. Это важно для восприятия Центральной Азии как единого района на международной арене. Это важно также как с точки зрения совместного развития региона, так и привлечения экономически выгодных международных инвестиций. Сама Конференция доказала, что инициативы Узбекистана имеют хорошую почву для поддержки международным сообществом и в дальнейшем.

Кубан Абдымен,
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий