ИАЦ «Кабар»: Чем опасны фейковые новости и как они распространяются

Аналитика 0

Информационное пространство расширяется с каждым днем. Буквально 20 лет назад, источников информации было не так много – телевидение, радио, газеты. В тот момент интернет неспешно заполнял дома населения и имел более развлекательную значимость. Фейковая информация легко проверялась, авторитетные издания внимательно относились к своим публикациям, и ввести народ в заблуждение было достаточно тяжело. Сейчас же ситуация сильно изменилась. Жизнь без Интернета представить достаточно тяжело. Поток информации, получаемый из сети с каждым днем, увеличивается. Мировая практика показывает, что печатные СМИ отказываются от бумаги и уходят в сеть, создаются новые интернет-издания. Для того, чтобы стать СМИ сейчас не обязательно создавать сайт, достаточно странички в социальных сетях или канала на youtube. Однако, этим стали активно пользоваться и злоумышленники, которые создают лживую информацию и распространяют её среди населения.

Феномен этот далеко не новый. Наверное, один из самых известных случаев лжеинформации в истории произошел в 1938 году в США. Тогда в эфире радиостанции прозвучало произведение Герберта Уэлса «Война миров».

Читать бесплатно электронную книгу Война миров (The War of the ...

Шуточное вещание о вторжении внеземной цивилизации был построен в форме репортажа – были дикторы в студии и корреспонденты с места происшествия. При этом, перед началом такой постановки было предупреждение о предстоящем действии. Эфир длился около 40 минут, но этого времени хватило, чтобы ввергнуть США в хаос и панику. По оценкам, инцидент 1938 года охватил порядка 6 млн. человек. Во время массовой истерии выстроились многокилометровые пробки, добровольцы начали приходить в полицию со своим оружием, а очевидцы рассказывали, чуть ли не о том, что видели пришельцев.

Сейчас же в нападение пришельцев поверить будет тяжело, в конце концов, такое событие заполонит Интернет полностью. Но современные технологии в распространении информации работают более тонко, они не бьют аудиторию в лицо, а постепенно доносят необходимую информацию таким образом, что человек начинает в неё верить. Наряду с маркетингом в распространении неправдоподобной информации активно используются психологические приёмы.

Отмечается несколько целей подачи фейковых новостей – заработок и продвижение определенных интересов. Наверняка многие видели заголовки в духе «лечение всех заболеваний всего лишь с помощь…». В целом, это безобидные ресурсы, которые зарабатывают на контекстной рекламе. Каждый просмотр или переход по ссылке приносит владельцам прибыль. Куда более опасная ситуация обстоит с продвижением определенных интересов, в том числе и политических.

ТОП-10 популярных соцсетей и мессенджеров в мире | Информатор Tech

Основной путь распространения лже информации – социальные сети и мессенджеры. Не нужно регистрироваться как СМИ, слабый алгоритм проверки информации, а в случае «бана» (блокировки) всегда есть возможность создать новый аккаунт. Люди любят скандалы, поэтому им легко верится в вбросы, а проверять информацию хочет не каждый. Ещё один из плюсов социальных сетей для распространения ложной информации – сарафанное радио. Ссылка или текст в считанные часы может распространиться по множеству страничек и групп, тем самым охватит огромную аудиторию. В мессенджерах примерно такая же ситуация. Далеко ходить не надо, в Кыргызстане в период начала карантина связанного с коронавирусом множество неправдивой информации «ходило» по whatsapp. Говорилось о большом количестве зараженных, бездействии медиков и неготовности власти. Проще говоря, кому-то было выгодно сеять хаос и в и так непростое время.

Журнал Международная жизнь - Почему финансовые рынки – первые ...

Стоит сказать, что занятие это не дешевое, и платит за это мировая экономика, не напрямую конечно. Однако, согласно исследованию фирмы CHEQ по кибербезопасности и Университета Балтимора, фейковые новости обходятся мировой экономике примерно в 78 млрд. долларов в год.

«В докладе анализируются прямые экономические издержки, вызванные недостоверными онлайн-материалами, а также затраты, на которые вынуждены идти компании и правительства, чтобы противодействовать дезинформации. Фейковыми или заведомо ложными новостями называют «преднамеренную фабрикацию и распространение ложной информации, которая должна обмануть аудиторию и ввести ее в заблуждение либо для причинения вреда, либо для получения политической, личной или финансовой выгоды.

Исследование показало, что фейковые новости в Интернете привели к потере $39 млрд в год за счет падения стоимости рыночных акций. Другие статьи убытков включают экономические потери вследствие дезинформации в области здравоохранения ($9 млрд), финансовой дезинформации ($17 млрд), подрыва репутации ($9 млрд) и усилий по обеспечению безопасности платформ ($3 млрд).

Согласно исследованию, по меньшей мере $400 млн ежегодно уходит на фабрикацию материалов в рамках политических гонок. Проведенное в Принстоне исследование фальшивых новостей во время кампании 2016 года в США показало, что к ее окончанию фальшивые статьи составляли 2,6% всех материалов. Предполагается, что на рекламу и распространение заведомо ложных новостей на предстоящих президентских выборах в США в 2020 году уйдет не меньше $200 млн.

Эти данные освещают только непосредственный экономический ущерб от дезинформации. В реальности потери могут быть значительно выше, если учесть косвенные экономические затраты. К ним относятся потеря доверия к основным учреждениям, снижение темпов инноваций, ущерб репутации и издержки на защиту данных, отмечают исследователи», - сообщает ресурс tadviser ссылаясь на исследование.

Работа по подготовке фейковых новостей почти ничем не отличается от жизни рядовой новостной редакции. Возможно, что там работа налажена даже серьёзнее. Первым делом, криэйторы фейковых новостей определяются с тематикой, преимущественно это политика или спекуляция на знаменитостях. Но эксперты неоднократно отмечали тот факт, что публикация фейковых новостей увеличивается в период политической активности, выборов, референдумов и другого. Подача фейковой информации это целая тактическая игра. Она построена таким путем, что у обывателя не остается вопросов и он верит в полученную информацию.

Как не попасть под влияние фейковых новостей?

Один из самых простых способов – проверка информации. Можно воспользоваться Гуглом и проверить, писал ли кто-то ещё что-то подобное. Но что делать, если новость эксклюзив определенного ресурса? Необходимо обратить внимание на авторитетность ресурса. Крупные издания не будут рисковать своей репутацией ради обмана своих читателей. Также следует обратить внимание и в целом на популярность сайта. Чаще всего источником фейковых новостей являются либо сайты однодневки, сделанные на скорую руку, либо сайты, которые слегка видоизменяют дизайн популярного ресурса и меняют, например, 1 букву в названии. Также стоит обратить внимание на публикации в социальных сетях без указания источника и автора. В таком случае стоит посмотреть на человека публикующего информацию, насколько вы ему доверяете? Знаете ли Вы его лично?

СБУ заблокирует новый список сайтов, угрожающих национальной ...

Помимо этого, в разных странах идёт борьба против распространителей лживой информации. Чаще всего это метод блокировки ресурсов, но, как показывает практика, он не очень эффективен. Издания перебираются либо в социальные сети, а если их и там ожидает фиаско, то они направляются в мессенджеры. Так, например, среди множества СМИ сейчас стал популярен telegram. Там же оседают и фейкмэйкеры.

Интернет пространство, несомненно, открыло большие возможности для многих сфер деятельности. Но эта деятельность не всегда направлена во благо, и необходимо быть предельно бдительным, чтобы не попасться на уловки спекулянтов информацией.

Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий