• 89.11
  • 94.62
  • 0.95
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Кыргызстан и Китай: стратегический сосед и взаимовыгодный партнёр

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Ни для кого не секрет, что успех внутриполитических процессов лежит на поверхности внешнеполитической стратеги того, или иного государства. Кыргызстану повезло с тем, что страна находится в одном из самых выгодных геополитических мест географического положения. Если, с севера располагаются Казахстан и Россия, то южные границы проистекают с ещё одним мощным соседом, с которым у КР складываются довольно успешные и выгодные обеим странам контакты и предпринимаются конкретные шаги по достижению тех, или иных поставленных целей и задач.

С Китаем за годы независимости, Кыргызстан оформил более 10 государственных инвестиционных соглашений. В начале 90-х годов это были крупные товарные кредиты, а также займы на реабилитацию дорожной инфраструктуры, в частности, автодороги Ош-Сары-Таш-Иркештам, а в последние 10 лет – автомагистрали Бишкек-Нарын-Торугарт. Подписаны новые кыргызско-китайские соглашения на ближайшие годы для восстановления нескольких стратегических автодорог, а также для проведения капитального ремонта дорог в Бишкеке.

Одним из наиболее значимых проектов в энергетической сфере была модернизация Бишкекской ТЭЦ. Завершено строительство ЛЭП-500 кВ «Датка-Кемин» и подстанция «Кемин», реализовываются проекты реконструкции высокогорных линий на юге страны.

Следует отметить, что Китай выделяет Кыргызстану кредиты на льготных условиях, в соглашениях предусматривается грантовая составляющая. По информации Национального статистического комитета Кыргызской Республики из КНР в КР поступление прямых иностранных инвестиций за годы независимости превысила 1,5 млрд. долларов.

Как рассказал политолог Вадим Тутлис, «наиболее привлекательными отраслями для китайских инвесторов являются обрабатывающая промышленность; торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовые вливания в транспорт и связь, а также во многие другие отрасли. За эти годы около 60% в общем потоке инвестиций в Кыргызстан составили операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям. Кроме того, растет интерес Китая к инвестициям в сферу профессиональной, научной и технической деятельности».

Несмотря на существенные достижения в двусторонних отношениях, имеются некоторые расхождения в подходах по развитию двусторонней торговли.

Как отметил эксперт, «вступление Кыргызстана в августе 2015 года в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), украинский кризис и антироссийские санкции США и стран Европы, а также ситуация на Корейском полуострове изменили характер торгового сотрудничества с Китаем».

«Вступление Кыргызстана в ЕАЭС положило начало реконструкции реэкспортной модели развития экономики Кыргызстана. Российская экономика, являющаяся основной движущей силой ЕАЭС начала испытывать значительные трудности, связанные с санкциями», - отмечает Тутлис.

Северокорейское ядерное испытание и запуск ракет в начале 2016 года и реакция на них Китая, России и США подтверждают тенденции мирового развития, центр которого смещается в азиатскую часть. Если верить бывшему премьер-министру Сингапура Ли Куан Ю, «XXI век будет ознаменован соревнованием за лидерство на Тихом океане. Кто не имеет твердых позиций в Тихоокеанском бассейне, не может оставаться в роли мирового лидера».

Как отмечает эксперт, «Кыргызстану приходится искать баланс между транзитными интересами сопредельных государств, одновременно отстаивая свои приоритеты в создании транспортных коридоров. Наиболее бурно обсуждаемым на протяжении последнего десятилетия является вопрос строительства железнодорожного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Ещё в 2013 году идея получила поддержку на уровне глав соответствующих государств. Однако споры о целесообразности строительства данной железной дороги продолжаются до сих пор».

«Споры вызывает окупаемость проекта и гипотетическая военная угроза. Говоря о военной угрозе или экспансии, следует помнить, что рассуждения о роли железных дорог основаны на опыте первой и второй мировых войн. Однако в тот период истории железнодорожный транспорт был наиболее передовым видом транспорта для перевозки большого объема грузов и большого количества людей. В XXI веке существуют транспортные самолеты, грузовой автотранспорт и бронетехника, позволяющие оперативно перебрасывать личный состав воинских подразделений на средние и дальние расстояния», - конкретизировал политолог.

Между тем, в пользу Кыргызстана свидетельствуют следующие факты:

- В Казахстане, по официальным оценкам, износ железнодорожных путей достигает около 65%. Подобная ситуация наблюдается и в других странах Центральной Азии. Также отмечается устаревание и нехватка вагонного и локомотивного парков, отставание существующей инфраструктуры и технологий от международных стандартов качества.

- Серьезные вопросы вызывает состояние в странах Центральной Азии автомобильного транспорта и инфраструктуры. Изношенность автомобильной техники у перевозчиков приводит к аварийности и дефициту транспортных средств. Страны Центральной Азии являются нетто-импортерами автотранспортных услуг, а их автомобильный парк не может полностью удовлетворить растущий спрос на транспортные услуги.

Перспективы сотрудничества

Как заявила Директор центра китаистики при КРСУ Лира Сулайманова, «в мае 2015 года президент России Владимир Путин и председатель Китая Си Цзиньпин подписали совместное заявление о сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути».

Таким образом, российская и китайская стороны договорились о взаимном сотрудничестве. Но стоит отметить, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) не участвовала в подписании документа, что поднимает вопрос о ее состоятельности в качестве независимого наднационального органа.

«Тем не менее, сопряжение этих двух организаций имеет хорошие перспективы, так как, это два разных проекта. ЕАЭС - интеграционный проект России, а Экономический пояс Шелкового пути - транспортный и инфраструктурный проект Китая. Предоставление Китаю торговых преференций также должно привести к снижению цен на китайские товары и продукты», - отметила Сулайманова.

По словам Сулаймановой, на сегодняшний день, наиболее перспективным направлением для сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем остается китайская концепция «Один пояс, один путь». «Реализуемые в настоящее время проекты и программы сотрудничества соответствуют положениям данной концепции», - заключила эксперт.

Пути повышения эффективности сотрудничества

Китай является второй экономикой в мире. Признанием этого является включение МВФ китайского юаня в валютную корзину с октября 2016 года. Будучи близким соседом такой страны, было бы неразумно не воспользоваться возможностями Китая для обеспечения роста экономики Кыргызстана и благосостояния народа.

В любом случае, сотрудничество лучше изоляции или конфронтации.

Взаимовыгодные и качественные отношения Кыргызстана и Китая являются долгосрочными и стратегическими по определению. Надо признать, что пока есть и объективные сдерживающие факторы, о которых мы говорили выше. Однако успех этих партнёрских и деловых отношений в большей мере зависит от активности властей Кыргызстана, от их готовности и реального желания своевременно разрабатывать разные варианты проектов и программ совместной деятельности.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий