• 89.01
  • 95.05
  • 0.94
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Недропользователи хотят встречи с Президентом КР и подготовили открытое письмо

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

19 февраля в пресс-центре информационного агентства AKIpress состоялась встреча с журналистами, которую попросили организовать представители горнопромышленного комплекса страны. Эта инициатива недропользователей возникла в связи с последними решениями Совета безопасности от 30 января 2019 года. Они подготовили открытое письмо на имя Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова и хотят лично встретиться с ним для обсуждения возникших проблем.

В мероприятии принимали участие: Аскар Сыдыков, Международный деловой совет; Георгий Глухов, Кыргызская горная ассоциация; Умар Изабаев, ОсОО «Kaz Minerals Bozymvchak»; Светалана Менг, ОсОО «ЮрАзия в Кыргызстане»; Искандер Айдаров, Центрально-Азиатская урановая компания.

Бизнес-сообщество детально проанализировало недавние решения Совета Безопасности «О мерах по обеспечению безопасности в сфере недропользования Кыргызской Республики» от 30 января 2019 года.

Один из пунктов гласит: «На современном этапе решение проблемы обеспечения рационального использования и охраны недр является одним из приоритетных направлений развития экономики Кыргызстана». Как заявили собравшиеся на пресс-конференции промышленники, отечественное бизнес-сообщество согласно с данным утверждением, однако вопрос нерационального использования недр существует на уровне малых проектов в сфере недропользования в части бесконтрольной добычи строительных материалов. «Безусловно, необходимо наводить порядок и создавать регуляторные основы для работы таких субъектов в строгом соответствии с законодательством КР. Мы предлагаем обсудить эту тему с широким кругом недропользователей, определить проблемы и чётко сформулировать пути их решения», - отметил Аскар Сыдыков.

Следующий пункт решения, на который обратили своё внимание промышленники: «Обеспечение безопасности в сфере недропользования обусловлено наличием рисков и угроз, препятствующих привлечению инвестиций для развития рассматриваемого сектора». Недропользователи с этим утверждением в целом также согласны. «Но вместе с тем хотим отметить, что сегодня в КР государство практически не осуществляет геологических исследований, как это было в бытность СССР. В частности, не ведётся работа по поиску и разведке новых месторождений полезных ископаемых. В то же время действующие компании, осуществляющие деятельность на обширных площадях, в том числе по поиску и разведке новых месторождений, регулярно подвергаются необоснованным действиям со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Данный факт отрицательно сказывается на и деятельности компаний, что в свою очередь может привести к тому, что предприятия начнут добывать только разведанные легкодоступные запасы, а работы по поиску новых месторождений прекратятся», - заявил Сыдыков.

«Горная промышленность – это непрерывное производство, поэтому завершение отработки существующих месторождений должно обязательно сопровождаться вводом в эксплуатацию новых предприятий», - отметили недропользователи.

Далее был рассмотрен ещё один пункт, в котором сказано: «На состояние национальной безопасности в сфере недропользования негативное воздействие оказывает истощение запасов полезных ископаемых, минерально-сырьевых и водных ресурсов, в том числе вследствие нерационального использования полезных ископаемых и других видов стратегических ресурсов страны, которые являются невозобновляемыми».

Представители горнопромышленного комплекса страны заявили, что необходимо обеспечивать условия для геологических компаний, поощрять их деятельность и обеспечивать освобождение от уплаты бонусов при открытии новых месторождений или расширении сырьевой базы, обнаружения которой осуществлено за счёт средств инвестора без привлечения средств государства.

Сыдыков добавил, что главная претензия недропользователей состоит именно в том, что на территории КР действует очень большая налоговая ставка. «К примеру, в Монголии она составляет 15%, а в Казахстане 14%. Год назад, согласно исследованию международной консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», налоговая нагрузка в Кыргызстане составляла 17,9% от выручки. Мы и так говорим, что налоговая нагрузка на горнорудную промышленность довольно высокая, если учитывать все затраты и сложности», - сказал Сыдыков.

Но стоит отметить, что во многих зарубежных государствах применяются комбинации различных налоговых платежей. Такая комбинация практически всегда индивидуальна для каждого государства и имеет свои положительные и отрицательные черты, связанные с конкретными налогами. Однако в любом случае система налогообложения, которая состоит из ряда платежей, направлена на достижение главной цели – пополнение бюджета государства.

Как рассказал экономист Виктор Князев, «стоит отметить, что при налогообложении природных ресурсов применяются не только чисто ресурсные налоговые платежи, но и общие налоги, используемые во всех отраслях экономики. У каждой страны имеется своя специфика налогообложения природных ресурсов. Например, во Франции и Германии системы налогообложения разведочной и добычной деятельности включают по три налога. По отзывам специалистов, французская система налогообложения в области недропользования считается одной из наиболее эффективных в мире. Она включает: налог на прибыль; налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый центральным правительством; налог на добычную деятельность в пользу местных органов власти».

В последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах, как и в Германии, введены специальные налоги на добычу углеводородов. В США в области недропользования действуют три основных налога: налог на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости), налог на добытую продукцию и подоходный налог.

«Платежи недропользователей в форме арендной платы включают как арендную плату за землю, так и плату за аренду участка недр. Платежом, зависящим от объемов извлекаемых предприятием полезных ископаемых (или их стоимости), является роялти. Роялти выплачивается независимо от прибыльности компаний, с самого начала производства, поэтому легко контролируется. Величина роялти в большинстве стран мира находится в пределах от 12,5 до 20%», - отметил эксперт.

Был также затронут пункт, связанный с «отсутствием логистики на осваиваемых месторождениях, в том числе отсутствие возможности осуществления отгрузок крупногабаритных материалов и оборудования для строительства золотоизвлекательных фабрик, хвостохранилищ и объектов инфраструктуры для некоторых месторождений.

Как рассказали недропользователи, «отсутствие логистики - это не самая большая проблема для инвесторов, и она обычно успешно решается силами самих недропользователей. Значительно большей проблемой является отсутствие инфраструктурных объектов или их недостаточная развитость. Не все горные проекты могут позволить себе строительство многокилометровых высоковольтных ЛЭП и распределительных подстанций. Так, даже проект «Джеруй» не мог быть освоен без завершения строительства ЛЭП 220».

Здесь стоит отметить, что претензии недропользователей не совсем объективны, поскольку нельзя забывать о том, что годы расцвета горной промышленности пришлись на советский период. Во времена независимости республики было сделано уже немало, но объективности ради стоит заметить, что ещё пока и недостаточно, чтобы выйти хотя бы на половинные показатели прошлых лет. Надо понимать, что западный инвестор в основном не будет заинтересован в создании инфраструктурных объектов. Принцип у внешнего инвестора один – здесь и сейчас.

Есть ещё один очень важный пункт, который гласит: «Существуют протестные настроения местного населения, сложившиеся на производственных объектах горнодобывающей отрасли из-за недостатка информированности о выгодах проекта по развитию территории».

Промышленники заявили, что «в ходе осуществления работ на месторождениях представители инвесторов отмечают, что местные органы власти не предпринимают достаточных мер для поддержки деятельности компаний. Мы предлагаем применять действия по отношению к лицам, нарушающим требования законодательства. Привлекать к ответственности вплоть до уголовной конкретных лиц за действия, несущие беспорядок и приостановления деятельности горнодобывающих компаний и не обеспечение беспрепятственного допуска к разрабатываемым месторождениям».

Хочется добавить, что и здесь принятые решения на Совете Безопасности не лишены справедливости. Местное население, которое проживает около горнопромышленных объектов обеспокоено главным образом за безопасность и экологию. Инвестор пришёл и ушёл, а жить останутся люди, именно про них мы очень часто забываем. Перед тем, как выдвигать какие-либо требования следует вывести уровень коммуникации на соответствующую высоту, чтобы население знало и понимало, что компания, которая ведёт свою деятельность, не причинит никакого вреда экологии. Для этого необходимо строить объекты по хранению и дальнейшему захоронению вредных веществ, которые используются при добыче полезных ископаемых.

Как заявил Аскар Сыдыков, «в целом, со многими пунктами Совета Безопасности недропользователи согласны. Но для предотвращения дальнейших противоречий, следует вывести переговорный процесс на более высокий уровень и обсудить сложившуюся ситуацию с Президентом и Правительством страны».

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий