• 89.51
  • 97.12
  • 0.97
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Перспективы сотрудничества ЕАЭС и Европейского Союза

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Мы живём в эпоху многополярного мира, когда сотрудничество между странами или организациями жизненно необходимо для укрепления позиций и внутреннего развития. ЕАЭС сейчас находится на стадии самоутверждения и в интересах данного экономического объединения искать пути укрепления международных связей. Одним из перспективных направлений видится сотрудничество с Европейским Союзом. Но возможно ли продуктивное взаимодействие между двумя амбициозными союзами? ИАЦ «Кабар» попытался разобраться в данном вопросе.

Как рассказала эксперт Елена Гарбузарова, в условиях санкционной политики Запада в отношении России сложно представить реализацию концепции «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока. «Однако было бы неправильно лишать перспектив имплементации этой идеи в будущем, учитывая интенсивное развитие Евразийского экономического союза, который географически примыкает к Европейскому союзу. В XXI веке на уровне научного сообщества и российской политической элиты вопрос о более тесном экономическом сотрудничестве с ЕС приобретает политическую и экономическую релевантность. Такое пристальное внимание к этому вопросу оправдано временем: экономики государств становятся все более зависимыми друг от друга, динамично развивается евразийская интеграция. На сегодняшний день европейская интеграция – это пример объединения европейских государств во имя безопасности и благополучия. За несколько десятков лет Европейский союз создал передовую модель наднационального развития. Евразийская интеграция – сравнительно молодая структура, которая объединяет ряд государств постсоветского пространства. Используя опыт ЕС, Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан объединились в ЕАЭС с целью придать импульс своему экономическому развитию и получить максимальную прибыль от совместного сотрудничества», - говорит она.

Надо сказать, что впервые о единстве Европы и Азии заговорил английский геополитик Хэлфорд Маккиндер в своей геополитической концепции «Хартленда», являющегося конгломератом сухопутных государств, расположенных от Европы до Тихого океана. В 1959 году французский президент Шарль де Голль озвучил идею неизбежного единства «всей Европы от Атлантики до Урала», он «всегда смотрел на Россию как на важного геополитического союзника, какой бы режим там не правил». Таким образом, по мнению де Голля, территория России полноценно интегрируется в пространство Европы. «Евразийство в этом контексте может быть определено как проект стратегической, геополитической, экономической интеграции севера евразийского материка, осознанного как колыбель европейской истории, матрица народов и культур, тесно переплетенных между собой. А поскольку сама Россия в значительной степени связана с тюркским, монгольским миром, с кавказскими народами, то через Россию и параллельно через Турцию интегрирующаяся Европа как Старый Свет в полной мере приобретает евразийское измерение – и в данном случае не только в символическом, но и в географическом смысле.

В 90-е годы, после распада СССР, ЕС и постсоветские государства развивали отношения на основе соглашений о партнерстве и сотрудничестве. В 2000-е ЕС выработал новый подход к странам Восточной Европы и Южного Кавказа, предложив новый формат взаимодействия в рамках Европейской политики соседства и проекта «Восточное партнерство». Речь идет о заключении новых перспективных соглашений с ЕС о политической ассоциации и экономической интеграции.

Для государств Центральной Азии было разработано предложение об углублении и расширении кооперации на базе ранее подписанных соглашений о партнерстве и сотрудничестве. В 2011 году Россия, Беларусь и Казахстан активизировали деятельность Таможенного союза, когда на внутренних рынках трех государств были отменены таможенное оформление и контроль. В том же году на встрече в Москве глав государств-членов Таможенного союза была подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции, основой которой должен был стать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В 2015 году Договор о ЕАЭС вступил в силу в новом составе, к Союзу присоединилась Армения и Кыргызстан. В таких условиях, когда западная граница ЕАЭС соприкасается с границей ЕС, участником диалога с ЕС должен стать именно Евразийский экономический союз.

«Однако события на Украине 2014 года и присоединение Крыма к России подвели отношения России и ЕС к критической черте. В этой связи идея о создании единого интегрированного экономического пространства от Лиссабона до Владивостока стала своеобразной химерой. Помимо географической близости, европейское и евразийское пространство связывает общий круг проблем, начиная с экономики и заканчивая безопасностью. На сегодняшний день ЕС развивает торгово-экономическое сотрудничество со всеми участниками ЕАЭС. Для России ЕС является основным торговым партнером. Несмотря на то, что за последние три года товарооборот между Россией и ЕС сократился в два раза, тем не менее, за восемь месяцев 2018 года отмечается рост взаимной торговли на 25%», - отметила эксперт.

По словам экономиста Ирины Морозовой, для Казахстана ЕС является вторым по значимости торговым партнером после России и крупнейшим инвестором. «В 2015 году между Казахстаном и ЕС было подписано Соглашение о партнерстве и расширении сотрудничества, за семь последних месяцев отмечается рост взаимной торговли на 27%», - заявила она.

Кыргызстан и ЕС осуществляют сотрудничество в области торговли и инвестиций. ЕС предоставил Кыргызстану возможность использовать Всеобщую систему преференций ЕС с целью диверсифицировать экспорт товаров из Кыргызстана в ЕС без таможенных пошлин. В ближайшем будущем Кыргызстан планирует заключить торгово-экономические соглашения с ЕС, аналогичные Казахстану и Армении. Таким образом, ЕС стремится развивать сотрудничество с государствами- участниками ЕАЭС в двустороннем формате. При этом стоит отметить, что если раньше руководство ЕС требовало у постсоветских государств сделать выбор в пользу европейской или евразийской интеграции, то после событий на Украине изменило свою тактику.

На сегодняшний день существует множество факторов, которые препятствуют полноценному сотрудничеству ЕС и ЕАЭС: разные подходы к внешней и внутренней политике, к защите демократических ценностей и прав человека. «Евразия и евразийство остаются концепцией, лишенной конкретного содержания и выражающей не столько сближение с Азией, сколь своеобразную форму протеста против действий Запада. Однако за последние три года ЕАЭС сумел занять свое достойное место в мировой политике, доказав свою состоятельность и открыв широкие возможности и перспективы для государств-участников. Экономическая прагматичность должна возродить политическую рациональность ЕС, которая будет направлена на установление партнерских отношений с «молодым» участником международных отношений, каким является ЕАЭС» - отметила эксперт.

Таким образом, можно выделить ряд причин, которые препятствуют сотрудничеству ЕС и ЕАЭС:

- Санкции Запада в отношении России;
- Отличительные внешнеполитические ценностные ориентиры;
- Разные технические и нормативные стандарты, выработанные в двух интеграционных структурах.

Но существуют факторы, которые доказывают необходимость сотрудничества Европейского Союза и ЕАЭС. Во-первых, это географическая близость интеграционных структур. Во-вторых, практически все государства-участники ЕАЭС, за исключением Беларуси, являются членами ВТО, что является важным показателем либерализации торговли в государствах-участниках ЕАЭС. В-третьих, это возможность создать трансконтинентальный транспортный коридор, тем самым оптимизируя структуру мирового хозяйства. В-четвёртых, сотрудничество ЕС и ЕАЭС является необходимым как в интересах бизнеса, так и в интересах гражданского общества государств-участниц ЕС и ЕАЭС.

Как заметила эксперт, «сопряжение ЕАЭС с китайской инициативой Экономического пояса Шелкового пути также может сыграть ведущую роль в налаживании сотрудничества между ЕС и ЕАЭС. В таком случае речь уже пойдет о сотрудничестве трех крупных торгово-экономических проектов: ЕС, ЕАЭС и ЭПШП, которые составляют основу идеи так называемой «Большой Евразии».

Думается, что в перспективе экономический прагматизм получит свою практическую реализацию, и ЕС в отношениях с постсоветскими государствами перейдет от двустороннего формата сотрудничества к многостороннему взаимодействию. Таким образом, сотрудничество ЕС и ЕАЭС не является утопией. Партнерство по линии ЕС и ЕАЭС является в долгосрочной перспективе неизбежным, так как очевидно, что оба интеграционных объединения теряют значительные преференции и преимущества по причине отсутствия общего взгляда на совместное сотрудничество.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий