ИАЦ «Кабар»: Первый шаг он самый верный: Год развития регионов

Аналитика 0

23 января 2018 года, под председательством Президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова состоялось первое заседание Рабочей группы по совершенствованию законодательства о местных государственных администрациях и местном самоуправлении, созданной в рамках Указа Президента "Об объявлении 2018 года Годом развития регионов".

«Для развития страны, в первую очередь, нужно развивать регионы. Это – мое глубокое убеждение. Я долгое время проработал руководителем в сельской местности. Был губернатором. Как Премьер-министр страны, затем в качестве кандидата в Президенты побывал во всех уголках Кыргызстана. Выслушал требования народа. Лично ознакомился с насущными проблемами на местах. Поэтому подписал Указ «Об объявлении 2018 года Годом развития регионов», - заявил Сооронбай Жээнбеков.

Почему же это решение Президента очень важно?

Как отмечает политический обозреватель Аркадий Гладилов, «стоит сказать, что на протяжении долгого периода времени в республике сохраняется дисбаланс в развитии регионов. И если не придать этому значительного внимания, то проблемы останутся ещё на неопределённое время, что может привести к глобальному региональному кризису. Необходимо отметить, что на данный момент экономическое развитие страны зависит только от одного или двух регионов. Вся основная жизнедеятельность, производственные мощности сосредоточились вокруг столицы страны. Но ведь кроме Бишкека в республике имеются и другие города, которые в недалёком прошлом приносили огромную пользу стране. Имели свою собственную направленность и решали множественные проблемы в конкретных регионах».

Как отметил Сооронбай Жээнбеков, «два основных экономических инструмента государства – налогово-бюджетная политика и денежно-кредитная политика не смогли напрямую повлиять на развитие территорий».

«Доходы государственного бюджета, в основном, формируются в двух-трех городах. Усилилась зависимость местных бюджетов от центра. Есть случаи, когда объем собранных доходов в некоторых селах меньше даже трансфертов, поступающих от центра», - рассказал Президент.

Как добавил Жээнбеков, «денежно-кредитная политика не приспособлена к развитию регионов. На местах нет ни одного самостоятельного банка.
Экономическая политика придерживается только отраслевого принципа, и не учитывает специфику регионов».

«Нет никаких сомнений, если начать проводить сравнительный анализ всех областей страны можно без труда обнаружить огромную разницу между регионами. Одни развиваются, другие остаются без внимания. Только в Чуйской области существуют сёла, некогда имевшие статус колхозов-миллионеров, которые были передовыми в производстве высококачественной сельхоз продукции. На базе этих хозяйств имелись селекционные станции, которые занимались анализом почв и регулировали внесение необходимых веществ в неё для её большей продуктивности. Также эти, так называемые «Селекции», занимались семенным материалом, генетикой, улучшением их производительности», - отмечает эксперт.

Сейчас же на лицо следующая картина - кто сильнее, тот и перетягивает на себя и бюджетные, и грантовые, и кредитные средства.

Как отметил Президент КР, «что скрывать, поток капитала направляется в те районы, откуда больше выходцев – чиновников и депутатов. Усилилось региональное лобби. А другие регионы остаются ни с чем. Нарушен баланс развития».

«Отсюда и сохранение серьезной региональной разницы в социально-экономическом развитии, доходах населения. Ещё одним важным моментом является то, что мало кто знает производственный потенциал тех или иных регионов, а ещё более конкретно сёл, айыл окмоту. К примеру, на предмет потенциала посевных площадей и их возможностей, животноводческого, пастбищного, зерноперерабатывающего потенциала», - сказал эксперт А.Гладилов.

В своей речи С.Жээнбеков подчеркнул, «разница в развитии регионов приводит к тому, что трудоспособное население отстающих регионов переселяется в более благополучные районы. Потребность в рабочих ресурсах в регионах гораздо ниже, чем в Бишкеке или Чуйской области. На сегодняшний день город Бишкек и Чуйская область превратились в зону, куда из регионов прибывает непрерывный поток мигрантов».

Это ещё одна немаловажная проблема - отток населения. Он приводит к нехватке квалифицированных рабочих ресурсов на местах. Важным аспектом, по словам Президента, следует считать то, чтобы начиная с этого года, начали создаваться благоприятные условия для жительства и осуществления трудовой деятельности на местах. Необходимо строить перерабатывающие заводы, швейные фабрики и другие стратегические объекты. Именно с появлением подобных точек можно будет остановить внутреннюю миграцию населения, а страна получит такой недостающий баланс.

Как заявил Президент Кыргызстана, «уже не годится полагаться на то, что сам рынок устранит все эти проблемы. Если раньше мы думали, что нет необходимости во вмешательстве государства в этот процесс, то сегодня надо кардинально изменить ситуацию. Для того, чтобы добиться обеспечения единой государственной политики и системного подхода к развитию регионов необходимо принять серьезные решения, в том числе – законодательного характера».

Обширные задачи Рабочей группы

Члены Рабочей группы должны обратить внимание на следующие вопросы:

1. Необходимо преодолеть существующий субъективный подход к распределению бюджетной, кредитной и грантовой помощи, приводящий к дисбалансу в развитии регионов. В них должны быть учтены потребности населения регионов для полноценной жизнедеятельности, включая доступ к образовательным, оздоровительным, развивающим, спортивным и культурно-развлекательным услугам.

2. Кредитная политика должна проводиться правильно, с учетом потребностей регионов. Национальному банку необходимо в денежно-кредитную политику внести новые элементы, направленные на развитие регионов. На сегодняшний день льготные кредиты по заниженным ставкам, средства Российско-Кыргызского Фонда развития распределяются без определенного плана и системы. Некоторые регионы развиваются, некоторые из них остаются без внимания. Поэтому бюджетные и инвестиционные средства должны распределяться равномерно, в соответствии с интересами и спецификой каждого региона. Об этом должны помнить руководители “Айылбанка”, Гарантийного фонда и РСК-банка.

3. Вопрос сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, произведенной в регионах. Необходимо оживить строительство перерабатывающих предприятий в регионах, специализированных на переработке сельхозпродукции.

4. Для повышения экспортного потенциала региона следует обращать особое внимание на перерабатывающую отрасль. Каждая область должна иметь собственный бренд.

5. Хорошо известны возможности и потребности регионов. Существует ряд одинаковых проблем во многих уголках страны. Это недостаток чистой питьевой воды, неразвитая ирригационная система, нехватка социальных объектов – школ, больниц, детских садов, плохие дороги, некачественное предоставление услуг и др. Обеспечение населения чистой питьевой водой и санитария – один из важнейших вопросов в Кыргызстане.

6. Необходимо пересмотреть систему государственного управления и местного самоуправления на региональном и местном уровнях. В настоящее время и у районной государственной администрации, и у органов местного самоуправления ограниченные возможности. Надо дать им больше полномочий. Но и спрос с них должен быть строже. Только тогда можно будет говорить о реальной ответственности.

7. Стоит отдельно остановиться еще на одном вопросе относительно местного самоуправления. В последнее время было немало случаев, когда местные кенеши продемонстрировали свою неспособность и беспомощность в вопросе избрания глав айыл окмоту или мэров городов. Если депутаты местных кенешей неспособны решать вопросы местного уровня, возникнет необходимость введения прямого государственного управления на период полномочий данного неспособного кенеша путем назначения государственного полномочного представителя для урегулирования подобной ситуации. Возможность введения прямого государственного управления предусмотрена в законодательстве, но до сих пор ни разу не была применена. Видимо, настало время для использования данного инструмента управления.

Таким образом, в случае реализации всех вышеперечисленных целей, появятся основания думать, что в будущем государство сумеет улучшить условия жизни в сельской местности, создать рабочие места, которые будут достойно оплачиваться, уменьшить поток миграции, а, следовательно, решить сразу большую проблему, которой до сих пор никто не уделял должного внимания.

Как сказал Президент Жээнбеков, «в 2018 году необходимо создать прочную основу для кардинального изменения политики поддержки регионов и их социально-экономического развития, а также принять долгосрочные программы по каждому региону».

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий