• 89.12
  • 94.98
  • 0.95
  • 0.2

ИАЦ "Кабар": Рейтинг «Экономической свободы»: На правильном ли пути Кыргызстан?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В 2017 году Кыргызстан улучшил свою позицию на 7 пунктов в рейтинге американского исследовательского центра «The Heritage Foundation» «Экономическая свобода».

По сравнению с 2016 годом страна улучшила показатели на семь позиций, поднявшись с 96-й на 89-ю строчку. Благодаря этому, страна попала в категорию «относительно свободных» стран мира.

Примечательным является и то, что Кыргызстан в этом году стал вторым государством в регионе в рейтинге экономической свободы, и даже обошел Россию и Узбекистан.

Если обратить внимание, то можно увидеть, что самые высокие баллы Кыргызстан имеет по показателям «Налоговое бремя» – 93.7 балла, «Свобода труда» – 79.8 балла и «Фискальная свобода» – 78.9 балла.

В сравнении с прошлым годом, у Кыргызской Республики улучшились следующие показатели рейтинга - «Свобода предпринимательства» (73.7), «Свобода торговли» (75.3), «Права собственности» (50.9), «Участие правительства» (30.3) и «Монетарная свобода» (68.5).

При этом снизились баллы по показателям «Свобода труда» (79,8) и «Государственные расходы» (55.2).

В 2015 году Кыргызстан в рейтинге «Экономическая свобода» занимал 82 строку и относился к странам преимущественно несвободных государств мира.

О том, что повлияло на улучшение показателей в рейтинге и перспективах для Кыргызстана рассказала представительница аналитического центра «БизЭксперт» Малика Мамтылаева.

По мнению аналитика «БизЭксперт» в этом году Кыргызстан незначительно, но улучшил свою позицию по сравнению с прошлым годом. «Связано это с позитивными изменениями в области защиты прав собственности, государственной неприкосновенности, государственных расходах, а также потому, что индексу удалось охватить фискальную и монетарную свободы, данные для расчёта, которые до сих пор не были доступны», - говорит она.

На это указывают данные индекса «Экономической свободы», где наглядно показаны изменения показателей начиная с 1997 года.

Рис.1
Источник: The Heritage Foundation

Как поясняет М.Мамтылаева, из Индекса экономической свободы можно увидеть, что в рамках ЕАЭС Кыргызстан остаётся наименее экономически свободной страной. Лидером, по ее словам, является Армения, на втором месте – Казахстан, затем – Кыргызстан, Беларусь и замыкает Россия.

Из наблюдений за динамикой индекса с 1995 – 2017гг., эксперт отметила следующие изменения:

1. В 1997г. отмечается резкий рост индекса;
2. С 1997г. после резкого роста динамика остается статичной с малыми незначительными волнообразными колебаниями;
3. Индекс других стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Россия, Казахстан) характеризуется более динамичным ростом с 2016г, а у Кыргызстана рост более слабый и гладкий;
4. В 2016г. отмечается спад показателя, т.к. в экономике Кыргызстана действительно экономический спад.

Рис.2
Источник: The Heritage Foundation

Как видно из Рис.3 в наибольшей степени в Кыргызстане экономической свободе способствуют налоги, свобода труда и свобода торговли. Индекс, говорит она, остается более статичным и не отмечается роста индекса по причине отсутствия положительной динамики:

1. уровня налогового бремени,
2. показателя свободы труда
3. показателя бизнес свободы

Рис.3
Источник: The Heritage Foundation

Относительно возможного воздействия индекса на привлекательность страны эксперт отмечает, что статистический анализ (коэффициент корреляции рангов или коэффициент Спирмена) показал, что в Кыргызстане существует прямая связь между притоком ПИИ и Индексом экономической свободы, но она очень слабая (0,3).

«Следовательно, можно заключить, что данный индекс слабо влияет на инвестиционную привлекательность нашей страны», - говорит аналитик «БизЭксперт». Ссылаясь на экспертов в области инвестиций, М.Мамтылаева говорит, что наибольший вес в принятии инвестиционных решений имеют такие факторы как:

1. Репатриация капитала
2. Политическая стабильность
3. Коррупция
4. ВВП
5. Doing Business

«Таким образом, инвесторы принимают во внимание мировые рейтинги, которые являются отражением ситуации в стране. Но предприниматели из группы индексов выбирают для себя наиболее приоритетные, куда, как мы видим, индекс экономической свободы не входит. Но это не означает, что мы должны игнорировать его, а даже наоборот альтернативные измерители уровня экономической стабильности и благополучия позволят проводить сравнения и анализ, который поможет выявить пробелы в национальной экономике», - пояснила М.Мамтылаева.

Наблюдения за индексами Беларуси, России и Кыргызстана показывают на противоречие между индексом экономической свободы и экономической обеспеченности государств:

1. Беларусь по своей географической и экономической сущности более независима нежели Кыргызстан, т.к. имеет прямой выход на Западные рынки, территориально ближе к Европейскому Союзу (крупный рынок сбыта с отличной покупательской способностью), а Кыргызстан географически изолирован от Западных рынков, имеет логистические барьеры при грузопотоке из Запада, т.к. должен проходить через территорию как минимум 2-х государств;
2. Кыргызстан экономически слабее нежели Россия и Беларусь, а по рейтингу экономической свободы Кыргызстан стоит выше Беларуси на 15 позиций, а России – на 25 позиций;

«Эти противоречия приводят к мысли, что данный рейтинг больше является репутационным», - говорит она.

На вопрос относительно того, помогут ли Кыргызстану изменения в налоговом кодексе и создаваемые условия правительством в будущем добиться еще больших положительных результатов, которые помогут подняться в рейтингах аналитик считает:

«В отношении всего Налогового кодекса будет непрофессионально комментировать, поэтому только отдельный участок Налогового кодекса мы можем выделить. Мы бы хотели отметить налоговую политику в отношении СЭЗ (Свободные экономические зоны). Учитывая потерю таможенных преференций для СЭЗ в рамках ЕАЭС, то Кыргызстан должен был отреагировать на адаптацию субъектов СЭЗ к новым условиям подобно Беларуси, которая ввела дополнительные преференции, чтобы компенсировать потерю таможенных преференций в рамках ЕАЭС. Казахстан в рамках своей политики поддержки субъектов СЭЗ ввела дифференцированный подход в предоставлении льгот субъектам СЭЗ в зависимости от своих стратегических целей и приоритетов. Например, для участников СЭЗ «Парк инновационных технологий» существует дополнительный пакет налоговых льгот, что дает возможность развитию научно-техническому потенциалу государства», - заключила аналитик «БизЭксперт» М.Мамтылаева.

Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий