• 84.79
  • 100.79
  • 1.1
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Успех внешней политики КР лежит в её гибкости, многовекторности и принципиальности

Аналитика 0

Кыргызстан в последнее время активно стал проявлять себя во внешнеполитическом направлении. Можно наблюдать положительные сдвиги в политическом плане, экономическом, культурно-гуманитарном, общественном. Стоит отдельно выделить желание искать и находить новые контакты за рубежом, благодаря чему раскрывать с ещё большей силой весь имеющийся потенциал.

Как заявил профессор СПбГУ Александр Курочкин, Кыргызстан действительно с каждым годом стал более активным игроком на международном поле. «Новое руководство страны прилагает большие усилия для поиска и расширения новых внешнеполитических контактов. Республика переживает подъём и на этом фоне на контакт с Кыргызстаном сейчас идут очень охотно многие зарубежные страны. Это говорит о многом, о стабильной политической ситуации, и о благоприятном экономическом климате. Надо сказать, что Президент Сооронбай Жээнбеков стратегически правильно развивает свою страну. Совсем скоро состоится первый в истории государственный визит в Кыргызстан российского лидера Владимира Путина. Хочу сказать, что за последние годы взаимоотношения между Россией и Кыргызстаном переживают небывалый рост. И я уверен, что это только начало», - говорит он.

В продолжение сказанного, стоит отметить, что Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков назвал укрепление отношений в различных сферах и стратегическое партнерство с Россией неизменным приоритетом во внешней политике страны.

«Неизменным приоритетом во внешней политике останется развитие всесторонних связей с союзником и стратегическим партнером – Россией, с ней нас связывают многовековая дружба и общая историческая судьба, прошедшие испытания временем», - говорил Жээнбеков.

По его словам, внешняя политика государства будет определяться «целями защиты интересов Кыргызстана, улучшения жизни народа, обеспечения безопасности общества и каждого гражданина, развития страны».

Жээнбеков напомнил, что во время его государственного визита в КНР в июне 2018 года, на стратегический уровень было поднято сотрудничество с Китайской Народной республикой. Он добавил, что страна намерена развивать двусторонние и многосторонние отношения с Турцией, Японией, Кореей, США, странами Евросоюза, со странами арабского мира и с соседними странами – Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном.

По словам кыргызского лидера, интеграция республики в рамках ЕАЭС также останется приоритетным направлением во внешней политике. Членство Кыргызстана в ШОС и ОДКБ, по мнению президента, отвечает целям обеспечения национальной безопасности государства, а также «неприкосновенности государственных границ и ликвидации угроз терроризма».

«В Кыргызстане ещё стоит вопрос концептуального осмысления его места и роли в резко меняющемся мире. При этом важное значение имеют органы внешних сношений, а также их значение в выработке и проведении той или иной линии поведения на международной арене. Помимо этого, применительно к Кыргызстану, требуется анализ обширного материала, отражающего особенности современной международной обстановки и различных изменений, которые происходят на всём постсоветском пространстве, а также в глобальном измерении. Также, необходимо учитывать общее нестабильное состояние современных международных отношений. В этом плане Кыргызстан всегда занимал мудрую позицию лавирования между столкновением интересов крупных стран, оставаясь верным своим принципам. Кыргызстан в лице международной политики заслужил безоговорочное уважение тем, что всегда отстаивал позиции мира и конструктивного подхода к решению наиболее сложных вопросов. В кулуарах международной политики имидж Кыргызстана становится всё крепче и ощутимее», - заявил эксперт.

Кыргызстан - государство центрально-азиатского региона, месторасположение которого имеет важное геополитическое и геоэкономическое значение как связующего моста между Западом и Востоком, а также Севером и Югом. Внешняя политика республики основана на положениях Конституции, Декларации о государственной независимости, нормах международного права, приверженности целям и принципам ООН и ОБСЕ. Являясь органичным продолжением внутренней политики, внешняя политика Кыргызстана отражает консолидированные интересы многонационального, поликонфессионального народа страны и направлена на обеспечение и защиту государственного суверенитета, формирование благоприятных внешних условий для осуществления экономических и политических преобразований демократической ориентации. Важнейшей задачей внешней политики государства является усиление его экономического и политического потенциала. От внешней политики и положения государства на международной арене зависит и экономическое развитие страны, и его политическая стабильность. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционированию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более выгодного участия в разделении труда, поиск более дешевых условий сбыта продукции, сохранение стратегических ресурсов страны и многое другое. Таким образом, внешняя политика выполняет также важную экономическую функцию.

Как отметил Курочкин, мир очень круто изменился за последние 10-15 лет. «Вялотекущее международное положение сменилось стремительными процессами, которые диктуют всем игрокам политической карты мира всё новые и новые правила игры. В этих условиях зачастую перестают «работать» действовавшие в прошлом «регуляторы» мирового порядка. Внутреннюю противоречивость обнаруживают многие традиционные, в том числе силовые, методы предупреждения и разрешения международных конфликтов. Поэтому объективно повышаются роль и значение внешней политики, которая чувствует неопределенность обстоятельств, устраняет их непредсказуемость, вырабатывает и апробирует новые формы взаимоотношений субъектов международной жизни, образуя стабильные системы и подсистемы международных отношений. Безусловно, наиболее ценными, несмотря на их малочисленность, являются работы, посвященные исследованию внешнеполитических аспектов Кыргызстана, а также двусторонним отношениям», говорит эксперт.

Надо признать, что современное состояние мировой цивилизации таково, что без интеграции, без развития и укрепления экономических, политических и гуманитарных связей между государствами ни одно из них успешно развиваться не может. Первоосновой взаимозависимости государств служит экономическая сфера, поскольку любая страна, не будучи интегрирована в мирохозяйственные связи, не может эффективно обеспечить своё развитие и в других областях.

«Важным инструментом осуществления внешней политики Кыргызстана является двусторонняя дипломатия. При этом объективной необходимостью является дифференцированный подход в выборе наиболее перспективных направлений, отвечающих особенностям культурно-цивилизационного, этноисторического, геополитического, геоэкономического положения страны и позволяющих с максимальной эффективностью реализовать национальные интересы Кыргызстана. Центрально-Азиатский регион является приоритетным с точки зрения обеспечения территориальной целостности страны, безопасности и экономического развития. Исключительно большое значение для Кыргызстана, осуществляющего сложные экономические и политические преобразования, имеет укрепление сотрудничества с демократическими, развитыми государствами мирового сообщества», - сказал эксперт.

Всё вышеуказанное вторит и основной внешнеполитической стратегии, которая гласит, что внешняя политика Кыргызской Республики должна быть полностью подчинена интересам своего народа. В данной сфере необходимо осуществить поиск своей международной идентичности, которая должна опираться на национальные интересы, внешнеполитические ресурсы и эффективный механизм их реализации. Необходимо новое понимание внешней политики, которое должно основываться на конкретном анализе обстановки в стране, в регионе и мире, а также на представлении о том, что национальные интересы являются стратегическими, долгосрочными и глобальными, выходя за рамки текущего политического развития.

Внешняя политика Кыргызской Республики должна стать предсказуемой, последовательной и экономически выгодной. Важно подчинить ее внутренним потребностям страны и ожиданиям граждан. Основная оценка успешности проводимой внешней политики должна быть в продвижении отечественных товаров на международные рынки, объемах привлеченных в Кыргызстан инвестиций, защите прав и интересов граждан Кыргызстана за рубежом. Внешняя политика должна основываться на стабильных, дружественных отношениях с соседними государствами и ведущими державами мира, а также международными организациями.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий