• 89.01
  • 94.71
  • 0.94
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Восстановление инвестиционного климата и роль банковской системы КР

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Кыргызстан за последние два года добился значительных успехов по части развития благоприятного инвестиционного климата. Стоит напомнить, что на это повлиял и проведённый Саммит ШОС в 2019 году, на котором был продемонстрирован недюжинный потенциал республики. Вслед за этим началась активность, в частности с китайской стороны. КНР активно ведёт деятельности в области строительства и реконструкции мостов и дорог на территории Кыргызстана. Индийские инвесторы проявили интерес к горнорудной промышленности. В этой связи надо подчеркнуть, что данное направление не раскрыло свой потенциал и наполовину. Многие другие зарубежные партнёры были заинтересованы в своём участии в различных проектах в Кыргызской Республике. Добавим и то, что Кыргызстан является членом ЕАЭС, и по этой линии также было движение вперёд по пути всестороннего развития.

Как заявил эксперт института стратегических исследований в области мировой экономики (г. Санкт-Петербург) Руслан Покровский, «Кыргызстан всегда занимал активную позицию в данных вопросах, в вопросах развития инвестиционной привлекательности. Но надо подчеркнуть то, что COVID-19 внёс серьёзные корректировки в работе ЕАЭС в ближайшей перспективе. Мировая экономика испытывает глобальные сложности и требует также серьёзной перезагрузки, не говоря уже о национальных экономиках государств с малым экономическим ресурсом. ЕАЭС и создавалась для того, чтобы в кризисной ситуации быть настоящим оплотом в преодолении трудностей. Союзу необходимо со всей серьёзностью вырабатывать комплекс антикризисных мер. В противном случае авторитет союза будет сильно подорван. Что касается новой власти в КР в лице Садыра Жапарова, то здесь хочу сказать, что после известных событий многие иностранные деловые круги вновь обеспокоились тем, что Кыргызстан вновь продемонстрировал свою неготовность защитить бизнес, даже, несмотря на создание института бизнес-омбудсмена. Теперь предстоит вновь проделать много работы по налаживанию диалога. Но сейчас гарантии должны быть серьёзнейшими. В противном случае Кыргызстан может надолго потерять связь с деловым миром».

Продолжая тему, надо напомнить о том, что страны ЕАЭС намерены создать единую автоматизированную систему подбора наиболее эффективных партнеров. Это как раз может помочь стимулировать рост инвестиций в страну. Как отмечает политолог Дмитрий Кисурин, «для ЕАЭС настаёт «Час Х». Именно в нынешней сложной и неоднозначной ситуации данный союз должен показать свою дееспособность. Теперь все члены данного объединения ждут эффективного взаимодействия, конкретного и поступательного развития, без каких-либо барьеров и разногласий. Прежде всего, данный процесс должен спровоцировать волну заинтересованных субъектов и объектов экономических отношений к качественной работе, к серьёзному производству, а именно уходу от мелкотоварного производства. Для того, чтобы союз стал более эффективным объединением необходим индустриальный скачок. Потенциалом для этого располагают не все члены ЕАЭС. Но даже такой стране как Кыргызстан есть, что предложить. Поиск инвесторов, вот что сейчас нужно, чтобы возрождать работу некогда гигантов таких как завод им. Фрунзе, завод им. Ленина. В Кыргызстане до сих пор слабо развивается горная промышленность и все смежные с ней отрасли. Сельское хозяйство пока находится на уровне местечковых показателей. Кризис существует и в мясо-молочном производстве, хотя опять-таки во времена СССР Кыргызская Республика давала стране высокие показатели в этих отраслях. Я веду это к тому, что Кыргызстану пора расправить плечи и начать заниматься выводом собственного производства на более высокий уровень, потенциал и база к этому имеются. Вот как раз новый ориентир для руководства Кыргызской Республики».

Но вместе с тем, стоит сказать, что недавняя смена власти также внесла свои коррективы в эффективность достигнутых ранее договорённостей. Как заявил политолог Марк Антонов, «Кыргызстан в очередной раз показал многим своим соседям, прежде всего, свой демократический настрой в решении многих наболевших проблем. Новый важный этап в истории страны начинается довольно неожиданно для многих. Решительность новой политической силы впечатляет. Главное, чтобы всё свершившееся не было фарсом. От предыдущего Президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова Садыру Жапарову достаётся много начатых инициатив, работу которых необходимо успешно завершить. Это, и развитие регионов, и внедрение цифровизации. Также предстоит вновь решать новые уже экономические проблемы, с которыми Кыргызстан внезапно столкнулся после смены власти. Многие иностранные инвесторы снова насторожились. Инвестиции любят стабильность и прочность, а также гарантии будущего. У Кыргызстана есть огромные возможности и неразвитый до сих пор большой потенциал во многих сферах, но нет пока основного – это политической и общественной стабильности. Хочется надеяться на то, что новая власть в лице Садыра Жапарова сможет наладить механизмы, которые приведут страну от ожиданий к конкретным достижениям».

Как раз этим озабочен кабинет министров Кыргызской Республики. Как заявил первый вице-премьер-министр Артём Новиков, правительство должно обеспечить гарантию, защиту и безопасность для бизнеса.

«То, что произошло в горнодобывающей сфере недопустимо, здесь нет никакого оправдания. Поэтому я поручил Государственному комитету промышленности, энергетики и недропользовании, государственной инспекции по экологической и технической безопасности и Государственной налоговой службе посетить эти места, оценить нанесенный ущерб и проговорить о возможных мерах по поддержке этих предприятий с учетом непростой ситуации с бюджетом. Режим чрезвычайного положения отменен. Общественно-политическая ситуация стабилизировалась. Сейчас все предприятия, торговые центры и другие сферы бизнеса могут переходить на полноценный режим работы», - резюмировал первый вице-премьер-министр.

Артем Новиков напомнил, что в скором времени состоится Совет по развитию бизнеса и инвестициям, в котором также во главу угла будут поставлены задачи по либерализации экономики, реформирования налоговой и таможенной системы и сокращение барьеров для предпринимателей.

«Мы все понимаем, что первостепенной задачей для Правительства на сегодня – это стабилизация экономической ситуации. И в этом огромная роль у представителей сферы предпринимательской деятельности. Государство обеспечит вашу безопасность. Поэтому мы направим максимальные усилия для поддержки бизнеса в стране», - сказал Артем Новиков.

По словам Новикова, банковский сектор также должен играть огромную роль в восстановлении экономической активности в стране. «Сегодня ситуация в стране стабилизировалась. Государственные органы функционируют в полном объеме. Правительством предпринимаются максимальные усилия для обеспечения безопасности, гарантии и защиты предпринимательской деятельности. Нам важно сейчас с вами обсудить перспективы реализации программ государственной поддержки финансового сектора, льготного кредитования бизнеса, а также обеспечения необходимого уровня ликвидности банковского сектора и устойчивости финансовых институтов», - сказал Артем Новиков.

Первый вице-премьер отметил, что необходимо объединить усилия для дальнейшего функционирования и развития банковского сектора и финансового рынка в целом.

«Анализ показал, что сложившаяся ситуация не подорвала доверие людей к банковской системе и в коммерческих банках не наблюдается большого оттока депозитной базы. Я думаю, что население видит те усилия, которые предпринимает Правительство и надеюсь, не произойдет никаких резких изменений. Правительство готово поддержать банковский сектор. Совместно с Национальным банком решается вопрос о возобновлении с ноября 2020 года программ по льготному кредитованию предпринимателей. Со своей стороны хотели бы попросить руководителей коммерческих банков активизировать работу по кредитованию предпринимателей и внедрению цифровых технологий с целью повышения качества обслуживания клиентов», - подчеркнул первый вице-премьер-министр.

Артем Новиков, отметив, что со сложившейся ситуацией у отдельных субъектов предпринимательства могли возникнуть проблемы оплаты кредитов попросил руководителей банковского сектора по мере возможности пойти на встречу бизнесу в этом вопросе.

В Кыргызстане в последние годы сформировалась благоприятная деловая среда, был учреждён институт бизнес-омбудсмена и всё это в купе приносило положительный результат по достижению экономического и делового роста. Но сейчас настало такое время, когда вновь стоит многое начать с нуля. Главное, восстановить международный бизнес-имидж, чтобы из страны не уходил западный капитал, а напротив республика привлекала новые инвестиции. Пора от слов перейти к делу.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий