Минэконом предлагает ввести запрет на вывоз кыргызской пшеницы и муки для недопущения их дефицита

Экономика 0

Бишкек, 05.12.19. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства «О введении временного запрета на вывоз пшеницы и муки пшеничной с территории Кыргызской Республики».

Согласно справке обоснования, целью данного проекта постановления является недопущение критического недостатка и обеспечение продовольственной, в том числе национальной безопасности населения республики путем введения запрета на вывоз пшеницы и муки пшеничной с территории Кыргызстана.

По данным Национального статистического комитета, объём производства пшеницы в Кыргызстане в 2014 году составил 572,7 тыс. т, в 2015 году - 704,6 тыс. т, в 2016 году - 661 тыс. т, в 2017 году – 601 тыс. т. и в 2018 году – 615 тыс. т. Исходя из динамики производства, можно предположить, что незначительное колебание производства пшеницы зависит от погодных условий.

Среднегодовая потребность населения республики в хлебопродуктах в пересчете на зерно, исходя из утвержденных среднефизиологических норм, составляет 115,3 кг в год на 1 человека, фактически отрасль не может обеспечивать потребности республики в муке в полном объеме.

Мукомольная отрасль представлена крупными мелькомбинатами мощностью от 80 до 250 тонн зерна в сутки, средними мелькомбинатами мощностью от 40 до 80 тонн зерна в сутки, а также мини-мельницами мощностью от 1 до 30 тонн зерна в сутки.

Производительность в сутки составляет 4140 тонн по республике, количество работников на мукомольных предприятиях, перерабатывающих зерно в муку, составляет около 1500 работников.

Согласно статданным, импорт пшеницы в КР в 2014 году составил 449,9 т, в 2015 году - 333,7 т, в 2016 году - 415,1 т, в 2017 год - 240,5 т, 2018 году – 154,6 т.

В том числе импорт пшеницы в Кыргызстан из Казахстана в 2014 году составил 449,7 т, в 2015 году - 333,3 т, в 2016 году - 314,9 т, в 2017 году - 232,4 т, 2018 году – 153,5 т.

Динамика по импорту пшеницы показывает снижение импорта пшеницы, а также высокую долю импорта пшеницы из Казахстана.

Согласно статданным, импорт муки в Кыргызстан в 2014 году составил 56,1 т, в 2015 году -33,9 т, в 2016 году - 48,7 т, в 2017 году - 72,3 т, 2018 году – 61,9 т.

В том числе импорт муки в Кыргызстан из Казахстана в 2014 году составил 52,3 т, в 2015 году -29,9 т, в 2016 году - 48,6 т, в 2017 году - 67,9 т, 2018 году – 61,1 т.

Динамика по импорту муки показывает увеличение импорта муки, а также основную долю импорта муки из Казахстана.

В связи с ростом цен на пшеницу и муку, соответственно, выросли цены на хлеб и макаронные изделия. Данная ситуация в Кыргызстане сложилась из-за роста цен на импортируемую пшеницу 3 класса. По информации Казахзерно, на пшеницу 3 класса с содержанием клейковины 27-30% на условиях DAP со станции Луговая (Казахстан - Кыргызстан), на торгах от 16.08.2019г. стоимость составляла $221-224 за тонну. На следующих торгах от 25.09.2019 г. - по $231-234 за тонну, а на торгах от 28.10.2019 стоимость пшеницы составила $243-247 за тонну. Так, с августа по октябрь 2019 года цены на муку повысились порядка на 10%.

По данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, сбор урожая зерновых культур в Республике Казахстан за 2019 год составил 19717,4 тыс. тонн, в сравнении с 2018 годом сбор урожая снизился на 3124,6 тыс. тонн или 14%. В 2019 году уборочная площадь зерновых культур составила 15272,4 тыс. га, что на 202,9 тыс. га больше, чем в 2018 году. Также необходимо отметить, что, несмотря на рост уборочной площади в Республике Казахстан, средняя урожайность в 2019 году снизилась на 2,2 ц/га, составив 12,9 ц/га.

В Республике Казахстан наблюдается рост экспорта пшеницы и муки в Афганистан и Республику Узбекистан.

Рост экспорта данных продуктов в Республику Узбекистан и Афганистан, чем в Кыргызскую Республику, связан с большей численностью населения данных стран.

Необходимо отметить, что меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами в одностороннем порядке вводятся согласно приложению N 7 к Договору о ЕАЭС.

Также в соответствии со статьей 29 Договора о ЕАЭС государства-члены ЕАЭС во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для:

1) охраны жизни и здоровья человека;

2) защиты общественной морали и правопорядка;

3) охраны окружающей среды;

4) охраны животных и растений, культурных ценностей;

5) выполнения международных обязательств;

6) обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена.

В этой связи, учитывая долю импорта в Кыргызскую Республику пшеницы и муки из Республику Казахстан, при этом сокращение объемов сбора урожая в Республике Казахстан на 3124,6 тыс. тонн, рост поставок казахстанской пшеницы и муки в Республику Узбекистан и Афганистан, а также сложившуюся ценовую ситуацию в Кыргызской Республике на муку, Министерством разработан соответствующий проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О введении временного запрета на вывоз пшеницы и муки пшеничной с территории Кыргызской Республики», где предлагается установить временный запрет сроком на шесть месяцев на вывоз с территории Кыргызской Республики пшеницы и муки пшеничной (классифицируемых кодами 1001 и 1101 ТН ВЭД ЕАЭС).

Комментарии

Оставить комментарий