• 89.01
  • 95.05
  • 0.94
  • 0.2

Минэкономики предлагает регулировать и надзирать за деятельностью гарантийных фондов

Экономика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 10.08.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики выносит на общественное обсуждение законопроект об одобрении проекта закона КР «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике».

Как сообщается в справке обоснования, настоящий проект разработан в целях повышения доступности к финансированию субъектов малого и среднего бизнеса и определения уполномоченного органа по регулированию деятельности гарантийных фондов.

Основной целью деятельности гарантийных фондов, является повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства банковских кредитов, направляемых ими на развитие бизнеса, расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность и открытие новых предприятий, путем предоставления гарантий (поручительств), что ведет к развитию экономики КР.

В соответствии со статьей 75 закона КР «О Национальном банке КР, банках и банковской деятельности» Национальный банк КР вправе быть держателем акций или иным образом участвовать в деятельности юридических лиц в целях реализации основной задачи Национального банка КР, а также развития экономики Кыргызстана.

ОАО «Гарантийный фонд» (далее - Фонд) создан на основании распоряжения правительства КР от 23.06.2016 года № 288-р.

Уставный капитал Фонда составляет 282 млн. сомов, в том числе:

- 72 млн. сомов – оплаченный уставный капитал из средств республиканского бюджета;
- 210 млн. сомов – оплаченный капитал Фондом по управлению государственным имуществом при Правительстве КР из грантовых средств Азиатского банка развития.

100% собственником акций Фонда является Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве КР.

Необходимость регулирования и надзора за деятельностью гарантийных фондов обусловлена рисками присущими специфике их деятельности, напрямую зависящей от добросовестности действий заемщиков и экономической ситуации в КР и в мире в целом. Риск неплатежеспособности гарантийных фондов может напрямую повлиять на устойчивость того или иного банка (ухудшение кредитного портфеля, убытки), которые в последующем могут повлечь риски стабильности банковской системы КР.

На основании вышеизложенного, большое значение будет иметь финансовое состояние гарантийных фондов, подверженность их различного рода рискам и качественное корпоративное управление для исключения ухудшения их финансового состояния либо возможного совершения незаконных действий.

В качестве уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору за деятельностью гарантийных фондов, учитывая, что развитие деятельности гарантийных фондов и увеличение количества выдаваемых гарантий напрямую связано с деятельностью коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций, которые являются поднадзорными Национальному банку КР субъектами, регулирование и надзор за деятельностью гарантийных фондов целесообразно передать в полномочия Национального банка, как органа, наиболее подходящего по своим функциям и задачам.

В этой связи необходимо внести изменения в законодательство КР в части предоставления права Национальному банку КР определять размер капитала гарантийных фондов, а также устанавливать экономические нормативы в деятельности фондов, а также процедуры учетной регистрации гарантийных фондов и другие процедуры, связанные с регулированием и надзором за деятельностью гарантийных фондов.

В соответствии с Законом КР «О лицензионно-разрешительной системе КР» деятельность гарантийных фондов не отнесена к лицензируемым видам деятельности. При этом, учитывая, что в настоящее время учредителями гарантийных фондов выступают государственные органы и органы местного самоуправления, а также учитывая небольшое количество гарантийных фондов, включение деятельности гарантийных фондов в перечень лицензируемых видов деятельности считаем нецелесообразным.

В этой связи, для осуществления качественного надзора за деятельностью гарантийных фондов с момента их создания считаем необходимым внедрить процедуру учетной регистрации в Национальном банке КР и установление требований, при соответствии которым юридическое лицо может заниматься деятельностью гарантийных фондов.

3. Для этого в Проекте предусмотрено:

- необходимость прохождения учетной регистрации в Национальном банке КР для осуществления деятельности гарантийных фондов в КР;

- установление полномочий Национального банка КР по регулированию и надзору за гарантийными фондами и установлении как минимум следующих требований:
- в целях обеспечения открытости деятельности гарантийных фондов и организации в рамках лучших практик корпоративного управления, в качестве организационно-правовой формы гарантийных фондов оставить только – акционерные общества, за исключением гарантийных фондов, созданных органами государственной власти и местного самоуправления, которые могут быть созданы в форме учреждений и фондов. Установление таких ограничений обусловлено необходимостью осуществления единого подхода к управлению и регулированию деятельности гарантийных фондов. При этом, деятельность акционерных обществ является более открытой, позволяет идентифицировать бенефициарных собственников и определить приемлемые критерии корпоративного управления;
- в части органов управления гарантийным фондом предлагаем установить требование об обязательном наличии наблюдательного органа – Совета директоров;
- полномочия Национального банка КР по осуществлению инспектирования деятельности гарантийных фондов, получению отчетности и применению мер воздействия;
- требование о проведении обязательного внешнего аудита.

После принятия данного законопроекта, Национальным банком КР будут разработаны нормативные правовые акты по регулированию и надзору за деятельностью гарантийных фондов.

Комментарии

Оставить комментарий