• 84.8
  • 100.78
  • 1.09
  • 0.2

Пенсионная система в Кыргызстане - почему она не работает и как это исправить

Аналитика 0

Депутат Жогорку Кенеша Улан Примов подготовил статью о проблемах в пенсионной системе Кыргызстана. Парламентарий подробно объяснил, как в нашей стране устроена пенсионная система и структура Соцфонда, их болезненные пробелы и предложения по их реформированию.

Кто делает социальные отчисления

В Кыргызстане исторически сложилась солидарная система пенсионного обеспечения. Проще говоря работающее население, которое платит Соцфонду, обеспечивает выплату пенсий последующим поколениям работников, вышедшим на пенсию.

Состояние пенсионной системы республики и ее финансовая устойчивость под большим вопросом. Текущая модель пенсионной системы финансово не стабильна и требует увеличивающихся субсидий из республиканского бюджета, и вероятным разрывам в финансировании обязательств.

В Кыргызстане насчитывается порядка 2.2 млн трудоспособных граждан, из которых приблизительно 1 млн человек находится в трудовой миграции на заработках. Из этих 2.2 млн. только 700 тысяч осуществляют отчисления в Соцфонд КР и таким образом вовлечены в государственную пенсионную систему. То есть охват Соцфондом активного населения КР составляет около 31%. Из 700 тысяч человек активного населения те, кто финансируются из бюджета страны или так называемые «бюджетники» составляют 321 тысячу человек или практически 50%. Но также необходимо учитывать, что в стране 400 тысяч человек самозанятых, которые оплачивают минимальные социальные отчисления.

На конец 2019 года из 6.5 млн общего населения, сельские граждане составили более 65%. Несмотря на то, что доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет 12%, в общей структуре платежей сектор сельского хозяйства осуществляет незначительные социальные отчисления и в основном за землю, которые составляет 300 сом за гектар.

Сколько граждан охвачены пенсионной системой

Если рассматривать структуру категорий лиц, осуществляющих платежи в Соцфонд, наблюдается огромный перекос и нагрузка на секторы и сферы деятельности экономики, которые являются прозрачными. Например, банковский сектор, международные компании, где требуется прозрачная финансовая отчетность и которые не избегают отчислений в Соцфонд.

Таким образом из 2.2 млн трудоспособных граждан только 31% осуществляют платежи в Соцфонд, из которых примерно 50% составляют бюджетники. Из остальной доли «не бюджетников» - 35% населения являются городской частью, где в основном сконцентрирована деловая активность страны и осуществляется значительно большая доля платежей по сравнению с сельским населением и теми, кто работает по индивидуальным патентам.

То есть большая часть населения не охвачена пенсионной системой или осуществляет минимальные платежи, что напрямую отразится на их уровне пенсий в будущем. Действующая солидарная пенсионная система значительно искажена с точки зрения равномерности нагрузки на оплату труда. Незначительный прозрачный сектор, кто работает «в белую», несет значительно большую фискальную нагрузку.

Мировая статистика и Кыргызстан

Если рассматривать налоговую нагрузку на труд, в среднем по миру она составляет 16.3% согласно данным Всемирного банка (“paying taxes, 2017”). В регионах Восточной Европы и Центральной Азии 18.7%, причем в России она составляет 36.1%.

Социальные отчисления в Кыргызстане составляют в совокупности 27.25% от фонда оплаты труда, из которых 10% оплачиваются работником. 17.25% от фонда оплаты труда выплачиваются работодателем:

  • 15% - в пенсионный фонд,
  • 2% - в фонд обязательного медицинского страхования,
  • 0.25% - в фонд оздоровления трудящихся.

Но при этом работающими также оплачивается подоходный налог в размере 10%. То есть налоговая нагрузка на труд огромная на фоне того, что текущая пенсионная система сама стимулирует и поощряет своей несправедливостью сокрытие реального уровня оплаты труда и осуществление частным сектором выплат в «конвертах». Так, по оценке МВФ, объём теневой экономики КР составляет в среднем 38%.

После получения независимости пенсионная система Кыргызстана, по сути, не менялась и оставалась солидарной, хотя доля накопительной части увеличивалась. Определенно, этому в значительной степени способствовал уровень развития экономики и ее структуры, теневой части, доходов населения и состояния финансовой системы.

Почему солидарная модель - это плохо для КР

Солидарная пенсионная модель может оставаться стабильной и работающей, если растет количество работников или объема отчислений, выплачиваемых Соцфонду при стабильном количестве пенсионеров или их сокращении. МОТ (Международная организация труда) в рамках стабильности пенсионной системы рекомендует, чтобы соотношение легально работающих людей и пенсионеров было 3 к 1. Из этой категории лиц формируются отчисления в Соцфонд для выплат более 600 тысячам пенсионеров страны. Таким образом на 1 пенсионера приходится примерно 1,2 работающих лиц, которые осуществляют платежи в Соцфонд КР.

Финансовая стабильность Соцфонда под большим вопросом. Ежегодно он получает из республиканского бюджета трансферты на сумму 22 млрд. сомов, что составляет 39% доходов Соцфонда. Более того, прогнозируется увеличение этой суммы в последующих периодах, что связано с увеличением количества пенсионеров, так и выплат по пенсиям и пособиям. Накопительная часть государственной пенсионной системы просто пристроена в государственные ценные бумаги и банковские депозиты и из-за неразвитости финансовой системы не выполняет своих задач.

В Кыргызстане за годы независимости сложилась сервисно-аграрная модель экономики с низким уровнем конкурентоспособности, рассчитанная на внутренний рынок. Основные сектора экономики - торговля, а также слабо модернизированное сельское хозяйство, с незначительной долей обрабатывающей промышленности. ВВП на 99% формируется потреблением, где большинство товаров импортируется. Чистый экспорт товаров составляет -30% к ВВП, а потребление в свою очередь обеспечивается трансфертами, которые составляют 27% ВВП. При такой структуре экономики с «низким уровнем» валовой добавленной стоимости в отсутствие технологичного сектора, промышленности и экспортного потенциала сервисного сектора, налоговая нагрузка будет высокой по косвенным налогам на труд и тех, кто работает «в белую».

Пути решения

Одним из единственных источников роста экономики Кыргызстана являются инвестиции. Причем из-за уровня государственного долга и способности брать кредиты, упор должен идти на частные инвестиции, которые должны быть направлены на усиление экспортного потенциала страны в рамках действующих интеграционных объединений. Для привлечения инвестиций, помимо других более важных факторов (политическая стабильность, справедливая судебная система и права собственности, эффективное регулирование и стабильность законодательства и др), значительную роль играет налоговая нагрузка и, в особенности, налоговая нагрузка на труд.

Кыргызстан для привлечения инвестиций должен помимо обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами предоставить привлекательную с точки зрения инвестора налоговую нагрузку. Соцфонд и социальные выплаты должны быть реформированы исходя из этой философии, а также неэффективности всей пенсионной системы страны и финансовой нестабильности Соцфонда.

Необходимо упрощать систему налогообложения, включая налоги на труд. Пришло время рассмотреть вопрос замены выплат в Соцфонд единым социальным налогом с расширением налогооблагаемой базы, включая сельское хозяйство. Определенно, что уровень налоговой нагрузки на труд должен быть снижен, а справедливость налоговой системы увеличена.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий