• 89.51
  • 97.09
  • 0.97
  • 0.2

Перспективные ниши для кыргызского экспорта

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Сегодня Кыргызская Республика экспортирует золото, агропромышленные товары и рабочую силу. Если страна продолжит экспортировать то же, что и до сих пор, то до высоких показателей экономического роста страна будет долго расти. Поэтому в этой работе предлагается модель возможного перехода к производству и экспорту более сложных продуктов и продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Торговый баланс продуктов сельского хозяйства (СХ) показывает, что в период с 1995 по 2016 годы небольшой рост экспорта сопровождался огромным ростом импорта, особенно начиная с 2004 года. Пик ввоза СХ продукции наблюдается в 2013 году и составляет около 1 млрд.долл.

Рисунок 1. - Торговый баланс продуктов сельского хозяйства (млн.долл., источник: UN Comtrade)

Что касается структуры экспортной корзины СХ продукции, то здесь важно отметить увеличение разнообразия в период с 1992 по 2014 годы (рис.2).
Если в 1992 году сельское хозяйство занимает лишь 1% долю в общем экспорте, то в 2014 он достигает уровня 14%. Под «овощами» в 2014 подразумеваются морковь, лук, перцы, а под «фруктами» - яблоки, абрикосы, вишня.

Рисунок 2. Экспортная корзина продуктов сельского хозяйства в 1992 и 2014 гг. (источник: Atlas MIT)

Если рассмотреть географию экспорта СХ продукции, то в 2015 году - это Казахстан, Россия, Китай, Турция, Украина, Болгария, Сербия, Германия (рис.3). В 2005 году было всего 5 стран-импортеров. В 2008 году наблюдался самый высокий объем экспорта СХ продукции и составил 261 млн.долл., одними из основных экспортируемых товаров были виноград и яблоки. Но после 2008 года наблюдается спад объемов экспорта, одной из причин можно назвать потеря России как ключевого партнера: наше место занял виноград из Турции и яблоки из Польши.

Рисунок 3. География и структура экспорта в 2015 году(источник: Resourcetrade.earth)

Так какие же товары необходимо экспортировать Кыргызской Республике?

Была сделана попытка найти ответ на этот вопрос, используя «модель пространства» Хаусманна, Клингера и Идальго. Осуществив эмпирический анализ экспортных корзин разных стран была создана карта пространства всех товаров в экономике. Самой главной находкой этой модели является «расстояние» между товарами. Оно измеряется как взвешенная доля продуктов, связанных с товаром, которые страна еще не экспортирует. По этой логике и самые сложные «технологичные» товары находятся в центре, сырье и простые товары – на периферии карты. То есть для роста экспорта необходимо производить товары, «близкие» к уже экспортируемым, но имеют более высокую добавленную стоимость.

Данная модель была применена к сельскому хозяйству Кыргызской Республики и получен список неразработанных товаров, которые потенциально могут улучшить экспортную корзину (рис.4). Для моделирования был использован онлайн инструмент Всемирного Банка WITS и Atlas MIT.

Рисунок 4. Список неразработанных товаров(источник:WITS World Bank)

Рекомендуемые для разработки и развития экспортной специализации товары были получены согласно заданным критериям «близости» и «сложности» к уже разработанным экспортируемым товарам. При желании можно менять эти критерии и получать другие результаты.

После получения рекомендации логично было бы посмотреть на одну из отраслей, как развивалась отрасль и есть ли перспектива для роста.

Для более детального анализа был выбран ряд производства сыров всех типов (рис.5).

Рисунок 5. График производства сыров всех типов, квартальные данные за период с 1994 г. по 2016 г. (источник: stat.kg)

По графику видно, что максимальный объем производства был достигнут в 3-м квартале 2011 года, минимальный – в 1997 году.

По рис.5 видно, что ряд скорее всего содержит тренд и сезонную компоненту, была построена тренд-сезонная модель производства сыров всех типов (рис. 6)

Рисунок 6. Тренд-сезонная модель ряда производства сыров всех типов(инструмент: Eviews)

Как видно на рис.6 модель имеет высокую объясняющую способность (R квадрат равен 76%) и остатки близки к белому шуму. В итоге была получено следующее уравнение тренда и сезонности:

Y_t=8,8*t-152,7*seas(1)+202,8*seas(2)+347,5*seas(3)+117,4
По модели был сделан прогноз на первый квартал 2017 года:
Y_t=8,8*93-152,7+117,4=783,1

Данный прогноз является очень близким к реальным данным и показывает высокую объясняющую способность тренд-сезонной модели.

Всего с 1996 по 2010 год сыр, производимый в Кыргызстане, в наибольших объемах экспортировался в 6 стран: Россия, Казахстан, Узбекистан, Украина, ОАЭ, Таджикистан. В 2011 году сыры экспортировались в Казахстан, Россию и Узбекистан, то есть в страны, которые являются наиболее «близкими» в географическом расположении. Наиболее крупные заводы экспортеры в Кыргызстане: «Ак Жалга», «Кировский завод», «Ак Сут», «СутБулак», «Бишкек Сут». Несмотря на трудности, которые терпят отечественные производители и высокую конкуренцию, производство сыров активно развивается в Кыргызской Республике.

Сделанный анализ одного из рекомендуемых товаров показал, что моделирование методом Хаусманна, Клингера и Идальго может быть использован для сельского хозяйства, а именно для выявления потенциально перспективных товаров на экспорт.

Назира Шералы
АЦ «БизЭксперт»

Комментарии

Оставить комментарий