• 89.51
  • 96.81
  • 0.97
  • 0.2

Правительству необходимо вплотную заняться проблемами сельских школ - Ч.Орозобекова

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Чолпон Орозобекова директор Булан института, занимающийся исследованиями образовательной системы Кыргызстана. В прошлом году данным институтом был проведен широкий анализ состояния школ страны. В частности, были изучены вопросы поборов с родителей, коррупции, технического состояния школ, обеспечения учебными материалами и проблемы учителей. В эксклюзивном интервью агентству «Кабар» Чолпон Орозобекова рассказала об итогах исследования и существующих проблемах в сельских школах.

- Чолпон Кенешбековна, текущий год Президент Сооронбай Жээнбеков объявил Годом развития регионов, между тем возглавляемый Вами Булан институт провел широкое исследование о состоянии школ по стране. Расскажите, какие проблемы существуют в школах, как в столице, так и в регионах?

- Знаменательно, что текущий год, президент Сооронбай Жээнбеков объявил Годом развития регионов. Хочется верить в то, что в этом плане правительство и сам президент сделают многое, ведь проблем в регионах немало. Одна из основных проблем в регионах - образование и состояние школ. В этом плане необходимы кардинальные реформы. Примеров того, что в целом система образования требует неотлагательных реформ немало. Это и плохое состояние школ, заработная плата учителей, недостаточное снабжение учебными материалами, поборы с родителей и так далее. Кроме этого остро наблюдается нехватка самих школ. Если говорить детально, то во время нашего исследования мы стали свидетелями того, как в селе Топ-Терек, Ошской области из-за отсутствия школы дети были вынуждены обучаться в соседнем селе. Проблема в том, что села разделены рекой «Машрап-Сай», а для ее перехода нет моста.
Дети вынуждены переходить реку пешком, а те, у кого есть лошади, переправляют детей на лошадях, после обучения также встречают у реки. Представьте сами, насколько тяжело дается обучение детям в этом регионе, особенно в зимнее время и это все происходит в ХХI веке. Конечно, в таких случаях хотелось бы, что бы органы сельского самоуправления сами искали пути решения таких проблем.

В беседе с нами глава айыл окмоту рассказал, что ищут средства. В связи с этим, необходимо решать вопрос с нехваткой школ.

- Кроме нехваток школ в регионах, в Вашем докладе много говорилось о состоянии школ в стране. Расскажите об этом.

- По итогам исследования в своем докладе мы ввели 11 школ в так называемый красный список, в которых невозможно вести образовательный процесс. Здесь хочу привести еще один пример, школа в селе Кожо-Келен в Кара-Суйском районе обрушилась полностью, ученики в прошлых годах были вынуждены обучаться в юртах. Сейчас органы местного самоуправления взяли в аренду здание и ученики учатся там. Но, прежде всего остро обстоит вопрос самих зданий школ.

Нужно, во-первых, провести капитальный ремонт в аварийных школах и строить новые. Четыре года назад, ЮНИСЕФ провел исследование и был сделан вывод, что 80% школ структурно небезопасны. Наша беда в том что, было время, когда школы строились методом ашара. В госбюджете денег не было. Правительство раздавало грамоты и госнаграды тем акимам и губернаторам, которые строили школы ашарным методом. А эти школы по истечению небольшого времени начали разваливаться. Также отдельно хочу отметить качество новых школ, построенных за последние пять лет. Поскольку наблюдались факты, когда в только построенную школу не успели войти ученики, школа начинала сыпаться. То есть, из-за слабого отопления образовывалась сырость, со стен осыпается штукатурка, в некоторых случаях стены дают трещину, после, требовались дополнительные средства на ремонт и это в новых школах.

Здесь возникает отдельный вопрос - почему не ведутся по таким фактам расследования, не проверяется процесс проведения тендера, качество применяемых строительных материалов, опыт застройщика, вопросы по сметной стоимости. В связи с этим мы рекомендуем в Год развития регионов более тщательно подойти к вопросам строительства школ в регионах, что бы после, не требовались дополнительные расходы на новые школы. Ведь в конечном итоге это все бьет по карману родителей.

- Вы приступили к новому исследованию по социальному статусу школьных учителей. Расскажите пожалуйста о целях этого исследования?

- Раз уж мы говорим о Годе развития регионов, то хотелось бы обратить внимание на проблему школьных учителей в сельской местности. В данное время в сельских школах во многом работают профессионалы, любящие свое дело. Во время правления А.Атамбаева подняли заработную плату учителям, но этого по-прежнему не хватает на прожиточный минимум. Для педагогов в регионах не создаются стимулирующие условия. К примеру, для молодых учителей, в связи с тем, что у них небольшая выслуга лет, начисляется совсем маленькая заработная плата. Есть программа «депозиты для молодых учителей», но в последнее время она не так активно функционирует. Понимаете, для молодежи нужна мотивация, необходимо завлечь в регионы молодых учителей путем хороших условий.

Госфинансирование школ нужно пересмотреть, так как оно не покрывает все нужды школ. Учителя вынуждены делать ремонт сами, собирать деньги на ремонт с родителей и даже охрана школы не предусмотрена в бюджете. Поэтому, в обществе много споров и критики в адрес учителей, и они морально устали. В свою очередь им нужно сконцентрироваться на качестве учебного процесса, и не думать о ремонте школы, о шторах в классе и об учебно-методических материалах. В связи с постоянными жалобами в адрес учителей, они готовы идти на различные меры, что бы как-то оправдать себя. Например, к нам поступают разные предложения от педагогов. Учителя хотят иметь в школе своего юриста, для того, что бы решать те или иные вопросы с его помощью. Считаю, что то общество, которое не заботится о судьбе учителей, не заботится о своем будущем. Наше исследование будет опубликовано в марте и надеюсь, что правительство и министерство будут предпринимать в этом году конкретные меры для улучшения социального статуса учителей.

- Как Вы оцениваете качество образования в регионах и какие у Вас будут рекомендации и предложения?

- Чтобы улучшить качество образования, как раз таки необходимо начинать с заботы и поднятия зарплат учителей. Если учитель морально чувствует себя хорошо и доволен своим социальным положением, то конечно уроки будет проводить на высшем уровне. Моральное и социальное положение учителей напрямую влияют на качество образования. Но я бы не сказала, что уровень образования в сельской местности ниже чем, к примеру, в столице. Мы живем в век высоких технологий, интеллектуального прогресса, новое поколение это хорошо понимает. Но, наряду с этим, я бы не сказала, что наша система образования также технологично шагает в ногу со временем. В систему образования поступают много грантов от различных международных доноров, в связи с этим я считаю, что необходимо целевое использование этих средств. То есть, внедрять новые технологии, интернет, электронные пособия.

- Как Вы смотрите на добровольные взносы в школах? Также после доклада Булан института о финансировании школ было много дискуссий. Бишкекская мэрия предлагала организовать бюджетные слушания в школах, когда это будет?

- Я еще раз хотела бы отметить роль самих родителей, они сами должны требовать отчетность от общественных фондов. И классные руководители по закону не имеют право собирать деньги от родителей, так как попечительский совет не может принуждать родителей дать ту или иную сумму. Это добровольный взнос родителей. В марте текущего года, мы планируем начать бюджетные слушания в трех Бишекских школах. Уже отправили свое предложение в мэрию и городское управление образования. Бюджетные слушания помогут нам понять реальную ситуацию, дадут ответы на такие вопросы - обеспечивает ли городской бюджет все нужды школ и необходимы ли родительские сборы.

Беседовал Аман Алымбеков

Комментарии

Оставить комментарий