• 89.01
  • 95.05
  • 0.94
  • 0.2

Узбекистан становится центром двух регионов – Южной и Центральной Азии - послесловие к Конференции

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В новых условиях Центральная Азия выдвигается на передние рубежи большой политики. Проблема Афганистана и соответствующее воздействие ситуации на страны региона давно привлекает внимание в мире. При этом страны Центральной Азии, вне всякого сомнения, оказываются в фокусе мирового сообщества как наиболее близко примыкаемого к Афганистану региона мира. События в Афганистане вносят заметный негативный оттенок на весь регион, вследствие не прекращающейся более сорока лет военного противостояния. Внутриафганский конфликт каким-то непостижимым образом втянул в себя многие крупные державы, включая США и ряд стран НАТО, а в свое время еще и бывший СССР. И на текущий момент перспектива этой многострадальной страны все еще остается туманной, хотя практически все ведущие страны, крупные державы и окружающие страну соседи непрестанно пытались и пытаются содействовать установлению мира в стране. И до сих пор, по крайней мере пока, этого добиться не получалось. Ни у кого. Ни СССР в свое время, поскольку ему противостоял и западный мир во главе США, ни самим США в настоящем, ни Британии в прошлом, усмирить на свой лад афганцев не удавалось.

Во-вторых, страны Южной Азии находятся также на перепутии и нуждаются во внимании и поддержке мирового сообщества. Помимо ситуации в Афганистане, которая так или иначе влияет на Южно-азиатские страны, взаимоотношения между Индией и Пакистаном, положение Ирана, бедность в таких странах как Бангладеш, негативно сказываются на ситуации в регионе.

Ныне в мире появилось новое понимание афганской тематики. В этом плане новые попытки прежних крупных игроков в афганском театре уже не вызывают какой-то веры и даже уже хоть какой-то надежды. Совершенно ясным становится вопрос о полном изменении отношения к этой страны и, в особенности, к внутренним процессам в Афганистане. Нужен свежий подход к решению проблемы. И это уже не военный путь, как ошибочно считали все предыдущие внешние участники афганского конфликта, а то, что могло бы заинтересовать всех сторон конфликта в стране и вне нее.

В этом плане страны Центральной Азии становятся новыми игроками на политической карте вокруг Афганистана. Они не скрывают, что им нужен и выгоден мирный и предсказуемый сосед.

И это происходит помимо прежних акторов Большой игры, на передние рубежи стали выдвигаться ряд новых, но влиятельных стран, включая Китай и даже, пока несколько угловато, но и Индия. И даже при этом, страны региона начинают все более заметнее участвовать в этом процессе. И самым главным участником из Центральной Азии в этом процессе стал северный сосед Афганистана Узбекистан.

После прихода во власть Шафката Мирзиеева в 2016 году, не только внутренняя политика Узбекистана претерпела крутые и необходимые на нынешнем этапе изменения, но и во внешней политике. Особенно в региональном масштабе, и в первую очередь с ближайшими соседями, включая Афганистан. Учитывая место и потенциал Узбекистана, государство в самом центре Центральной Азии начало все активнее вовлекаться в международные процессы, активно включившись во многие до селе не особо интересные для него процессы. Ситуация в соседнем Афганистане всегда оставалась в центре внимания руководства Узбекистана еще со времен вывода Вооруженных сил СССР через мост в Термезе на юге страны в далеком 1989 году. Пришло понимание, что пока у соседа не установится мир и спокойствие, рассчитывать на устойчивое развитие не только у себя, но и во всем регионе невозможно. Хронология событий в Афганистане, в котором помимо пуштунов, проживают крупные диаспоры таджиков, узбеков, хазарийцев и других малочисленных этносов, демонстрирует, что в полуразрушенной и лишенной многих элементарных условий проживания стране необходимым, в первую очередь, внутренний консенсус. А это возможно лишь при отсутствии как внутренних, так и внешних противоречий и силовых противостояний. Лишь решив эти проблемы, Афганистан начнет развиваться, а экономика страны получит возможность для роста. Такое понимание высказывалось неоднократно, но политика всегда брала вверх, и страна все больше скатывалась в пучину противоречий. А проблема наркотрафика все сильнее оказывала влияние на политические процессы.

Узбекистан на протяжении последних нескольких лет регулярно выдвигал вопрос внутриафганского регулирования в повестку дня международных встреч и конференций, которые так или иначе касались Афганистана. Практически ежегодно Узбекистан проводит многосторонние встречи и различные международные конференции, на которых обсуждается и афганская тематика с участием политиков высокого уровня и ведущих экспертов. С 2017 года в Самарканде и Ташкенте проводились конференции с участием большого количества политиков и специалистов, на которых выдвигались различные предложения по решению афганского кризиса.

Выступление премьер-министр Пакистана Имран Хана на конференции

На этом фоне особенным статусом и принятыми решениями заметно выделилась Международная конференция «Центральная и Южная Азия: Региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая состоялась в Ташкенте в середине июля 2021 года. На конференции такого уровня впервые вместе собрались руководители таких стран, как Узбекистан и Афганистан, и премьер-министр Пакистана. Кроме них главы внешнеполитических ведомств практически всех ведущих страны мира, включая Россию, Китай, Индию, Евросоюз, Турцию, а также представитель Госдепартамента США приняли самое непосредственное участие в ее работе и выступили с докладами, в основном касательно афганской тематики.

Кроме того, около трехсот участников из более, чем 40 стран мира, включая министерские делегации стран Центральной Азии, приняли участие в трех сессиях конференции. На них выступили известные политики и эксперты. Многие выступавшие оценили усилия Узбекистана и выразили благодарность руководству страны не только за проявление инициативы по поиску решения выхода из ситуации в регионе, связанного с Афганистаном, но и особо отметили выдвижение видения решения проблемы стабильности в двух крупных регионах мира за счет более тесного контакта между странами. В целом цель конференции просматривалась в идее соединения Южной Азии и Центральной Азии, между которыми расположился турбулентный, продолжающий воевать Афганистан. Четко просматривается желание как можно скорее стабилизировать ситуацию в этой стране за счет усиления связей между странами на юге и в центре Азии, в котором проживает почти 2 млрд. человек. Пока эти регионы разделены не только высокогорными хребтами, но и серьезной проблемой на протяжении полувека – воюющим Афганистаном.

Выступая с обширным и очень содержательным докладом на пленарном заседании конференции, президент Узбекистана Ш.Мирзиеев четко обозначил 10 тезисов, которые касались не только вопроса установления мира и стабильности в Афганистане, но и устойчивых экономических связей между 11 странами двух регионов. Он впервые призвал эти страны регулярно проводить встречи на высоком уровне и совместно искать пути по взаимодействию, кооперации и привлечению инвестиций.

Другими важными моментами выступления стали предложение по укреплению транспортно-логистической взаимосвязи двух регионов, строительство железной дороги север-юг, развитие и усиление цифрового взаимодействия между странами регионов. Предложение по вопросу обеспечения продовольственной безопасности также стало одним из новых путей решений из Узбекистана, выдвинувшего идею по организации регулярных встреч министров сельского хозяйства. Было уделено внимание вопросу безопасности и борьбе с терроризмом, с транснациональной преступностью, а также высказано предложение создать Совместный антинаркотический план на уровне ООН. Мирзиеев уделил внимание «зеленой» экономике и призвал страны координировать свои усилия на региональной уровне. Развитие туризма в целом и раскрытие потенциала Южной и Центральной Азии представляет хорошую возможность для укрепления экономики стран. Было также предложено создать в Рамках Всемирной туристской организации Программы по странам двух регионов, что вполне соответствует интересам стран Центральной Азии. С целью расширения научных и культурно-гуманитарных обменов было предложено создать региональный Молодежный совет, что может придать хороший импульс для сближения молодежи. Была также подчеркнута важность расширения связей в таких сферах как наука, технологии и инновации, без которых представить прогресс в странах весьма сложно. И одним из важнейших предложений, высказанных узбекским Президентом, стало создание экспертного пула на базе совсем недавно созданного в Ташкенте по инициативе Ш.Мирзиеева Международного института Центральной Азии, работа которого будет направлена на анализ и выработку продуманных решений в интересах не только стран двух регионов, но и всего мира.

Участники Конференции после окончания второй сессии Конференции

Выступление Президента Узбекистана придало явный толчок для специалистов и экспертов, заинтересованных в развитии регионов, и при этом было поддержано всеми участниками конференции. Конференция регионального уровня, благодаря возрастающему авторитету и постоянным усилиям руководства современного Узбекистана, раскрыла для мира новый подход в сближении стран, в решении афганской проблемы, и вышла далеко за пределы Центральной и Южной Азии. Практически все ведущие СМИ мира уделили внимание конференции, оценили место и роль Узбекистана, отметили возросшую роль Ташкента в мировой политике. Одним из важнейших результатов конференции стало укрепившееся мнение, что предложение Узбекистана найти совместными усилиями выход из кризиса в Афганистане в интересах не только стран Южной и Центральной Азии, но и всего мира. И в этом направлении Узбекистан становится лидером по выработке решений и предоставлении площадок не только в своем регионе, но и впервые на уровне двух крупных и важнейших регионов мира – Центральной и Южной Азии.

Кубан Абдымен,

Ташкент-Бишкек,

16-23 июля 2021 года

Комментарии

Оставить комментарий