• 89.12
  • 94.98
  • 0.95
  • 0.2

В КР предлагают ввести уголовную ответственность за участие в «криминальных сходках» и занятие положения в преступной иерархии

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 14.02.20. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство внутренних дел выносит на общественное обсуждение законопроект в целях уточнения и дополнения положений Уголовного кодекса КР по вопросам эффективного противодействия организованной преступности.

Согласно документу, концептуальной идеей законопроекта является усиление государственных механизмов противодействия организованным формам преступности, введение новых форм и методов противодействия организованной преступности, пресечения финансовых источников ее существования, а также искоренение фактов участия в ней государственных служащих.

В настоящее время организованная преступность в КР приобрела такие масштабы, что стала использовать в своих интересах возможности институтов государства и гражданского общества, подрывая национальную безопасность, экономическую и духовную основы существования нации.

Основные причины роста организованной преступности кроются в состоянии экономики и политической нестабильности общества, в правовом нигилизме, охватившем значительные слои населения и властные структуры всех уровней. Резкое имущественное расслоение, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках незначительной части населения, снижение уровня обеспеченности социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества. С появлением элитно-властной преступности неизбежно идет процесс интенсивного привыкания к преступности, граждане теряют веру во власть и силу закона.

При отсутствии консолидированной стратегии противодействия организованной преступности принимаемые локальные, разрозненные, запоздалые усилия по стабилизации ситуации не могут принести положительных результатов. Нарастающему криминогенному потенциалу пока не противопоставляют эффективные формы и методы государственного контроля над преступностью, не оказывается решительного экономического противодействия. Некоторые инструменты контроля оказались утраченными либо бездействующими.

В этой связи остро стоит вопрос об усилении положений уголовно-правового законодательства, в том числе включение в него новых норм, касающихся противодействия организованной преступности, поскольку действующее законодательство в сфере противодействия организованной преступности не может быть эффективным без должной уголовно-правовой базы борьбы с ней.

С учетом изложенного предлагается, в целях приведения в соответствие наименования статьи с его содержанием исключить с части 1 статьи 249 УК КР понятие «преступных групп» поскольку данная норма посвящена преступным организациям. Кроме того, дополнить указанную часть положением, что раздел сфер преступного влияния и преступных доходов является уголовно наказуемым деянием.

Дополнить содержание нормы частью11, где предусмотреть уголовную ответственность за участие в собрании представителей преступных организаций. Данное положение позволит снизить риски проведения представителями организованных криминальных структур «криминальных сходок», на которых, как правило, координируется деятельность преступных организаций.

Наряду с этим предлагается выделить в отдельный состав совершение деяний, предусмотренных данной статьей лицом с использованием своего должностного положения и лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии.

В примечание статьи включить положение об активном сотрудничестве лица с органами досудебного производства в раскрытии или пресечении деятельности преступной организации и связанных с ней объединений. Поскольку деятельность виновного лица, выступающая в качестве условия для освобождения от уголовной ответственности, должна быть акцентирована на оказании активной помощи правоохранительным органам по получению сведений, входящих в предмет доказывания по совершенному преступлению.

С учетом положительной международной практики противодействия организованной преступности в проекте закона предлагается дополнить УК КР совершенной новой статьей, предусматривающей уголовную ответственность за занятие положения в преступной иерархии.

Данная норма позволит правоохранительным органам наиболее эффективней вести борьбу с представителями организованной преступности, позволит привлекать к ответственности, как рядовых участников преступных организаций, так и лиц, занимающих высшее положение безотносительно к тому, связано ли это с совершением конкретных преступлений или не связано, сам факт занятия такого положения будет признаваться самостоятельным преступлением.

Такое превентивное задержание лидеров и членов преступных организаций позволит подорвать устои криминального мира, криминальные традиции, пропагандирование криминального образа жизни, ограничить степень распространения криминальной субкультуры в обществе, пресечь попытки коронования новых, так называемых «воров в законе», проникновения в страну иностранного криминалитета.

Немаловажное значение в противодействии преступности имеет пресечение источников финансирования организованной преступности как экономической основы ее существования. В этой связи предлагается ввести в УК КР ответственность лиц за оказание финансовой помощи на осуществление и развитие преступной деятельности.

Также вносится дополнение в статью 153 Подследственность УПК КР, согласно которой на ОВД КР возлагается обязанность по ведению досудебного производства по уголовным делам о преступлениях против общественной безопасности.

Принятие указанных поправок в уголовно-правовое законодательство позволит усовершенствовать систему воздействия государства на организованную преступность и препятствовать распространению ее влияния в обществе.

Комментарии

Оставить комментарий