• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

В КР предлагают законодательно закрепить организацию горячего питания в начальных классах

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 13.09.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство образования и науки КР выносит на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в Закон КР «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах Кыргызстана».

Как сообщается в справке обоснования, настоящий законопроект разработан в целях законодательного закрепления организации горячего питания в начальных (I-IV) классах общеобразовательных организаций республики.

Доказано, что энергетическая ценность, содержание микроэлементов и витаминов при горячем типе питания почти на 43% выше, чем при холодном типе питания.

Питательная ценность еды определялась по основе данных пятидневных (недельных) меню, применяемых в школах .

В зависимости от типа питания потребность детей 7-10 лет в энергии обеспечивается от 54,4% (холодный тип питания) до 97,4% (горячий тип питания) от её 25% суточной нормы установленной уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.

Таблица №1

Оценка энергетической ценности различных типов питания

Тип питания

Потребность детей 7-10 лет (25% от суточной нормы), ккал

Энергетическая ценность одной порции еды, ккал

Удовлетворение потребности детей в энергии, %

Затраты на 100 ккал, KGS

Горячий

538

524,1

97,4%

2,77

Холодный

538

292,6

54,4%

3,54

При горячем типе питания затраты в расчете на единицу калорий на 27,6% ниже, чем при холодном типе питания.

В зависимости от типа питания потребность в белках обеспечивается от 26,3% (холодный тип питания) до 59,5% (горячий тип питания) от их 25% суточной нормы (табл. 2).

Таблица №2

Оценка содержания белков при различных типах питания

Тип питания

Потребность детей 7-10 лет (25% от суточной нормы), г

Содержание в одной порции еды, г

Удовлетворение потребности детей, %

Затраты на 1 г, KGS

Горячий

19,0

11,3

59,5%

1,29

Холодный

19,0

5,0

26,3%

2,07

При горячем типе питания затраты в расчете на единицу содержания белков на 61,2% ниже, чем при холодном типе питания.

Аналогичная ситуация по содержанию жиров. В зависимости от типа питания суточная потребность детей в жирах обеспечивается от 31,3% (холодный тип питания) до 51,9% (горячий тип питания) от их 25% суточной нормы .

Таблица №3

Оценка содержания жиров при различных типах питания

Тип питания

Потребность детей 7-10 лет (25% от суточной нормы), г

Содержание в одной порции еды, г

Удовлетворение потребности детей, %

Затраты на 1 г, KGS

Горячий

19,5

10,1

51,9%

1,44

Холодный

19,5

6,1

31,3%

1,70

При горячем типе питания затраты в расчете на единицу содержания белков на 18,3% ниже, чем при холодном типе питания.

Более благоприятная ситуация с углеводами. В зависимости от типа питания потребность детей в углеводах обеспечивается от 69,9% (холодный тип питания) до 117,8% (горячий тип питания) от их 25% суточной нормы .

Таблица №4

Оценка содержания углеводов при различных типах питания

Тип питания

Потребность детей 7-10 лет (25% от суточной нормы), г

Содержание в одной порции еды, г

Удовлетворение потребности детей, %

Затраты на 1 г, KGS

Горячий

78,0

91,9

117,8%

15,83

Холодный

78,0

54,5

69,9%

19,01

Смешанный

78,0

76,9

98,6%

20,91

При горячем типе питания затраты в расчете на единицу содержания жиров также на 20,1% ниже, чем при холодном типе питания.

Таким образом, стоимость единицы питательной ценности, микроэлементов и витаминов при горячем типе питания существенно ниже, чем при холодном либо смешанном типах питания.

Стоит отметить , что переход школ на горячее питание, стал возможен благодаря проведению пилотных проектов в рамках гранта ВПП ООН при финансировании Российской Федерации и Мерсико, финансируемой США.

В рамках реализации программы «Оптимизация программы школьного питания в Кыргызской Республике» на сегодняшний день горячее питание внедрено в 1146 общеобразовательных организациях республики.

В ходе пилота школы обучены правилам организации ремонтных работ по восстановлению инфраструктуры и помещений, переоснащения столовых современным оборудованием, а также была оказана техническая поддержка в разработке меню и обучении кадров, задействованных в организации и управлении программой школьного питания на местах.

Всего, на данный момент, из 2236 общеобразовательных организаций, в которых обучаются около 443 тыс. детей, в начальных классах 1146 школ (1-4 классы) организовано горячее питание (50,9% от общей численности). При этом отмечаем, что в 2013 году горячее питание было организовано только в 10% школ республики.

Проводимая работа по организации горячего питания для учащихся начальных классов показала свою актуальность и необходимость, но, данный процесс законодательно не закреплен.

В целях повсеместного внедрения горячего питания для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций республики и законодательного закрепления данной нормы, Министерством был разработан данный проект Закона КР «О внесении изменения в Закон КР «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах КР».

Также, проектом Закона предусмотрено, в соответствии со ст. 12 Закона КР «Об образовании», заменить слова «общеобразовательных школ» на слова «общеобразовательные организации» по всему тексту и самом названии Закона.

При этом, проектом Закона предлагается заменить слова «Министерства образования, науки и молодежной политики КР» на слова «уполномоченного государственного органа в сфере образования и науки».

Работа по внедрению горячего питания для учащихся 1-4 классов общеобразовательных организаций КР начата с 2013 года, при этом все расходы по созданию соответствующей инфраструктуры, коммуникации и приобретение оборудования производится за счет грантовых средств.

Такая тенденция по созданию соответствующей инфраструктуры, коммуникации и приобретение оборудования при дальнейшем расширении сети школ, где будет организовано горячее питание для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных организаций, за счет грантовых средств, будет сохранена и в ближайшие пять лет за счет грантов ВПП ООН, Мерсико и др.

Горячее питание для учащихся 1-4 классов ежегодно будет внедрено в 200 общеобразовательных организациях.

Это потребует расходов на год согласно прилагаемого расчета в сумме 19 млн 326 тыс.сом.

Эти расходы будут произведены в пределах ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом КР Министерству образования и науки КР на соответствующие годы.

Комментарии

Оставить комментарий