• 89.49
  • 97.78
  • 0.98
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Культурное изменение сознания в Кыргызстане – путь к ключевым преобразованиям

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Вопрос что же такое цивилизация постоянно будоражит общественное сознание. Как вычленить главные аспекты и факторы цивилизованного общества? Вопрос также по-прежнему актуален. И как рост цивилизации может повлиять на культурную эволюцию, а вместе с тем, и улучшение поведенческого сознания на психико-эмоциональном уровне? Это сложные процессы, но раскрыв это тайну, и приложив максимум усилий для создания данной почвы можно добиться неслыханного роста в развитии общественно-политической ситуации в любой стране.

Кыргызстан имеет сильную базу для этой работы. Годы советского влияния и соответствующей идеологии оставило заметный отпечаток в сознании людей. Прежде всего, стоит выделить стремление к знаниям, к труду. Но в последние годы в обществе Кыргызстана наметились иные тенденции, которые были продиктованы обстоятельствами рыночной экономики, которые произвели значительный сдвиг мышления. Знания нивелировались, важность приобрели навыки. Это положение дел спровоцировала нестабильная среда, точнее та, которая заставила многих людей банально заниматься заработком, не памятуя о высоких материях.

Кыргызстан обратился в пучину торговых отношений. Но нельзя забывать о том, что люди, по сути своей, это духовные существа. Духовность лежит не только в плоскости религии, но и в потребности широких знаний. Культурологический аспект всегда играл высокое место в любом обществе. Что такое культурология и соответствующие взгляды? Это восприятие любого процесса на особом эмоциональном уровне. Это глубокий анализ исторического наследия, это и эволюционный момент в текущем временном континууме.

Назрела почва для некой «культурной революции» в обществе Кыргызстана. Революция, конечно, это резкий скачок, который обусловлен обстоятельствами. Всё же эволюционные процессы более конструктивны, но важно учитывать то состояние общественного сознания, которое имеется к этому времени. Если эволюционные процессы применимы, то они сами будут управлять мышлением, меняя поведенческое сознания. Если же общество унесено в сторону фронтальную от каких-либо культурологических аспектов, то необходима встряска.

Хочется привести следующий пример. «Культурная революция» в Китае - это политическая кампания, инициированная лидером компартии Мао Цзэдуном в 1966 году, с целью создания «нового человека». Этот «новый человек» должен был стать «бескорыстным общественным созданием в свободном от господства социуме, которое то и дело встречается в разных утопиях», - отмечает китаевед Оскар Веггель. Для достижения этой цели Мао призывал уничтожить «четыре пережитка»: старые идеи, старую культуру, старые обычаи и старые привычки».

Как рассказал культуролог, доктор политических наук Арсений Чернов, «сама идея «культурной революции» была очень прогрессивной. Китаю нужно было отказаться от тормозящих развитие страну старых догматических порядков. И тот Китай, который мы с вами знаем, зародился в середине ХХ века, благодаря вышеуказанной «культурной революции». Подобное вполне допустимо и на всей территории бывшего Советского Союза. Во многих странах наблюдается жуткий застой в общественном мышлении. Отсюда и стагнационные процессы в политических аспектах практически во всех республиках на постсоветском пространстве. Сейчас наблюдается временной перекос. Создаётся он по причине того, что одновременно в обществе живут три разных поколения. Поколение с советским мышлением, постсоветский социум и зародыши нового поколения с принципиально новым и прогрессивным мышлением. Самой опасной прослойкой социума является постсоветское поколение, которое столкнулось со многими трудностями. Эти трудности развили множество комплексов. Именно это поколение заимело радикальные идеи, которые породили массу недовольств всем тем, что происходило сразу после обретения независимости от советского, так называемого гнёта. Именно в этом поколении зародилось оппозиционное сознание. Наличие оппозиции, само по себе, это хороший процесс, который не даёт впасть «в спячку» действующей власти. Но есть и другая сторона медали. Оппозиция может создавать и деструктивные явления, которые затормаживают исполнение тех инициатив, которые может быть и медленно, но верно могут двигать страну к развитию. Оппозиция может выступать неким раздражителем для власти и это тоже не всегда влияло на позитивное течение процессов прогресса в общественно-политической ситуации, в той же Кыргызской Республике».

Другими словами, настало время перемен в Кыргызстане. И это не только связано с конкретными реформами, в частности, Конституционной. Наступает время, когда государство должно оказать влияние на сознание, на поведенческое мышление, на культурный переворот. Народ Кыргызстана имеет преимущество над большинством народов, той же юго-восточной Азии и тем же Китаем, конкретно говоря. Поскольку Кыргызстан, всё-таки, получил мощный базис для дальнейшего развитие своего культурного развития. Советская история и те процессы, которые нас всех сопровождали, оказали колоссальное влияние на поведенческое мышление, на создание ментального сознания. У всех живущих народов на некогда одной большой территории, которых связывала общность границ государственной целостности, развился менталитет, в основе которого лежит тяга к знаниям. Именно это направление стоит использовать на начальной стадии культурного поворота сознания. Знания должны стоять на первом месте в модели достижения нового кыргызского общества. Не навыки, которые у нас укоренились, по причине диктата рыночной экономики.

«Рыночная экономика, сильно повлияла на формирование сознания в постсоветский период времени. От этого, в буквально смысле, никто не смог себя оградить. Действительно, трудно не согласиться с мнением, что на первый план вышли ценности навыков. Сложное время было в 90-е годы, когда люди, практически существовали отдельно от государства и в этот момент сформировался новый тип мышления, такой банальный, как обеспечивать свою семью. Это поведение отдалило общество от ценностного восприятия знаний, которые лежали в основе на протяжении долгих лет. Отсюда и сформировались трудности, которые потихоньку начали перерастать в образ циничного человека. Да, именно данный типаж сформировался уже в 2000-е. Но самое печальное, что в 2000-е годы начала расти пропасть между слоями общества. Именно это обстоятельство повлияло на почти полное культурно-цивилизованное развитие. Кыргызстан вновь стоит на пороге новых изменений в структуре власти. Важнейшим моментом должна стать ответственность новой власти за дальнейшее исцеление общества. Наступает время внести культурологические ценности, как основу новой государственной идеи. Ведь посмотрите, элементарно, в общей массе сейчас никто не может дать объективную оценку той же намеченной Конституционной реформы. Поэтому стоит изъять этот ген безграмотности и обратить народ Кыргызстана в веру знаний и культурных ценностей. В противном случае, движения вперед будет медленным, а по пути следования всё также будут сопровождать такие факторы, как нестабильность, низкий уровень уважения к власти, безграмотность, которая будет, приводит в тупиковые ситуации и саму власть в конечном итоге. Необходимо решать задачу. Насколько я знаю, что в последние года два в Кыргызстане стали чуть больше уделять внимание развитию образования в Кыргызстане. И данная риторика должна была усиливаться, как и те инициативы, направленные на усиление роли образования в стране, но вмешалось ещё одно серьёзное обстоятельство – пандемия коронавирусной инфекции. Сейчас вся система образования работает по дистанционной форме. И проводить дальше преобразования в данной сфере сейчас практически невозможно. Но ведь рано или поздно вирус отступит и тут власти должны снова обратить должное внимание на развитие образования и пустить все силы на ликвидацию безграмотности по всей республике. Только в таком случае Кыргызстан действительно сможет выйти на новый уровень ментального, культурного развития», - подчеркнул доктор политических наук Чернов.

Перед Кыргызстаном стоят сразу несколько ключевых задач. Во-первых, стоит провести Конституционную реформу, нужно попробовать найти идеальную структуру власти и форму правления. Затем этой власти нужно обратить взоры на общество, которое и является основой всего государства. Впереди много работы и, прежде всего, на сознательном уровне. Надо взять за основу идею культурного переворота, которое и сможет привести все внутренние процессы государства в цивилизованное русло. А это будет означать новый виток развития общества и государственности в целом.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий