• 88.85
  • 94.81
  • 0.95
  • 0.2

ИАЦ «Кабар»: Раннее творчество Чынгыза Айтматова

Ч.Айтматов 0

Читайте и смотрите нас в

Имя Чынгыза Айтматова хорошо знакомо широкому кругу читателей, как в Кыргызстане, так и далеко за его пределами. Его произведения воспитывают чувства человека, учат воспринимать красоту окружающего мира. Уникальность произведений заключается в том, что писатель, который родился на окраине мировой цивилизации, смог приблизить её, став одним из важных центров данного бытия. Его произведения настолько искренние, что невольно хочется верить всем героям и простым персонажам, о которых так чувственно писал Айтматов.

Произведения Айтматова настолько глубоки, что им могут позавидовать многие философы. Его творчество воспитывает в читателе интересную личность, развивая его самые высокие моральные ценности, и делает это с лёгкостью и непринужденностью. Очень любопытно всегда изучать ранние этапы творчества того или иного писателя. Именно в них закладывается мощный фундамент на будущее.

Как рассказал литературовед Галина Батутина, «героиня повести «Материнское поле» Толгонай, вспоминая первый хлеб первого урожая, который вырастил ее старший сын - комбайнер Касым, говорит: «Это был народный хлеб - тех, кто вырастил его, тех, кто сидел в тот час рядом с сыном моим на полевом стане. Святой хлеб! Сердце мое переполнилось гордостью за сына, но об этом никто не знал». В этих строках он показал всю глубину настоящего материнского бытия, его природного происхождения. Матерью мы называем, и Планету, и природу, которая нас окружает. Здесь Айтматов попытался соединить все эти понятие в единый образ. Как далее пишет Айтматов, «Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней. Я и сейчас не отрекусь от этой святой веры, что бы ни пережила, как бы круто жизнь ни обращалась со мной. Народ жив, потому и я жива...» Это слова истинной матери, всей её душевной глубины, которая радуется и страдает, не отдавая себе отчёта в том, сколько эмоциональных сил она при этом тратит. Это всё исходит от её сердца. Но как мог описать так глубоко, так явно чувства женщины, мужчина! Воистину, талант творит чудеса».

«Необходимо знать то, что эти слова говорит мать, родившая, растившая, воспитавшая трех сыновей, а потом одного за другим потерявшая их на войне. Надо помнить о том, что говорит она эти слова не с трибуны. Она не делает из этого всеобщего фарса, не пытается привлечь к себе особое внимание. Она просто рассказывает о своей жизни другой великой Матери - земле, которой не солжешь, перед которой не сфальшивишь», - говорит литературовед.

Как видно, Чынгыз Айтматов сразу для себя устанавливает очень высокую планку, которая никогда больше не станет ниже. Его аллегории будут носить самый высокий тон человеческого бытия, общих моральных ценностей. Он будет ярко повествовать о чувствах. Он будет полно раскрывать каждого персонажа, а в свою очередь эти персонажи будут говорить со страниц книг с читателями, и сам читатель будет давать им свою оценку. Умение, истинный талант настоящего писателя состоит и в этом тоже, быть нейтральным во время написания того или иного романа. Писатель должен занимать некую золотую середину, когда его герои начинают оживать. И только читатель будет им судьёй, и только читатель будет выносить свои вердикты одухотворённым персонажам.

Внимательно проанализировав каждую строку произведения «Материнское поле» нам становится предельно ясна позиция автора: в обществе судьба одного человека - неотрывная часть всенародной судьбы.

Как сказала Батутина, «эти слова могли бы оставаться правдивыми, прекрасными, но все же привычными словами, если бы их высокая сущность не нашла бы воплощения в художественных образах, созданных Чынгызом Айтматовым».

Что же касается повести «Первый учитель» то здесь Чынгыз Айтматов ставит перед собой задачу ещё большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением. Задача действительно непростая. Прежде всего, для написания подобного произведения и создания правдоподобного образа нужны глубокие знания исторического самосознания, истории построения молодого советского государства, как зарождался ментальный идеализм. Только эти знания могли послужить отправной точкой в создании правильно написанной книги. Ведь читатель иногда попадается искушённый, знающий исторические факты, прекрасно осведомлён и с практической стороны того особенного времени. Его нельзя обмануть. И Айтматов был верен себе. Он был правдив и последователен в своих идеалах и знаниях.

«Грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым годам прошлого нашей общей истории. Айтматов создал живую легенду об одном из таких людей - о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену. Но вместе с тем, важно, особенно молодому поколению, читать, находить литераторов, которые будут способны объяснить всю ту эпоху, когда народ буквально на руинах, с чистого листа создавал большое государство. Основой построения страны стало внедрение принципов ликвидации безграмотности. Таких, как Дюйшен было немало и благодаря им, уже через некоторое время, обширная география нашего общего государства стала становиться всё более грамотной».

Эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел. Куркуреу - небольшой аил. После революции большинство населения советской Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аилах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Важно, чтобы сейчас, когда мы живём в эпоху расцвета человеческой мысли, во время быстрорастущих новых технологий не остаться в той же тьме, которую кыргызсикй народ однажды уже преодолел.

Рассказывает литературовед: «Возможно, дехкане Куркуреу совсем бы выгнали Дюйшена, не будь у него официальной бумаги. Ибо, в сущности, кто для них такой Дюйшен? Сын бедняка. Но бумага с печатью останавливает людей. «В ней вся сила»,— говорят аильчане. Дюйшен страстно берется за дело. Ремонтирует, приводит в порядок и адаптирует под школу, заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай. Сейчас уже невозможно себе представить, как трудно им было заложить фундамент знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя - строители нашего будущего».

Подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. В наши дни мораль этого произведения бесценна. Увы, но приходиться констатировать тот факт, что современное общество постсоветского пространства всё больше идеализирует деньги и возможности их получения, и всё меньше ставит во главу угла знания. Образованность в наши дни перестала быть ключом к успешной жизни. Надо задуматься о том, что пройдёт ещё лет 20, и мы рискуем получить общество невежд и неучей. Именно через повествование Айтматова необходимо воспитывать в ином ключе подрастающее поколение кыргызского государства. В знаниях сила. Образование - это свет, который откроет новые возможности для развития общества.

Вновь обратимся к основной мысли произведения. Батутина обращает внимание на то, что «вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь самый прямолинейный противник просвещения Сатымкул: «Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали». Это значит, Дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. В повести создан образ несгибаемого коммуниста, становящегося примером для молодежи».

И ведь неважно, при какой мы живём идеологии, или вовсе без неё. Человек сам, по сути, может быть творцом своих собственных идеалов. Но, чтобы творить необходимо, знать.

«Вы знаете, - говорит литературовед, - в действительности, Алтынай, Толгонай и Танабай из произведения «Прощай, Гульсары!» - это поколение, выросшее под прямым влиянием Дюйшена. Оно призвано стать прочным мостом для перехода страны от мрачного прошлого к энергичному будущему. Герои мечтают о добром и счастливом завтрашнем дне, и тут вдруг трагедия войны. На страницах повести трагическое дыхание коснулось не только тех, кто сражался на фронтах, но и кто был далеко в тылу, в кыргызских степях и городах».

Шла война, а дети войны, минуя отрочество, сразу становились взрослыми мужчинами, так как они наследники Дюйшена. Они морально воспитанные и подготовленные к разным вызовам. А он был един для всех - защитить Родину и спасти будущие поколения от полного истребления.

Художественное и воспитательное значение творчества Чынгыза Айтматова непреходящее и уходящее. Великое наследие Чынгыза Айтматова - это целая вечность и постоянный неисчерпаемый источник мудрости и знаний. Он был, есть и останется актуальным всегда, ибо это присуще только гениям.

ИАЦ «Кабар»
Антон Кубицкий

Комментарии

Оставить комментарий