ИАЦ «Кабар»: Региональное сотрудничество ГАООСЛХ по важным направлениям

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В интервью агентству «Кабар» заместитель директора Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики рассказал про то, что делается агентством в вопросах развития и расширения регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды, борьбы с изменением климата и смягчения его последствий для населения региона, о координации усилий стран региона в решении проблем урановых хвостохранилищ, а также координации усилий стран региона в решении проблем таяния ледников. Стоит отметить, что все эти вопросы были затронуты Президентом КР С.Жээнбековы в ходе второй Консультативной встречи Глав государств Центральной Азии.

Говоря о развитии и расширении регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды, борьбы с изменением климата и смягчения его последствий для населения региона Козубаев отметил, что в Правительственной программе «Единство, доверие и созидание» на 2018-2022гг. Кыргызстан заявил о стремлении к «зеленой экономике» на всех этапах планирования, принятия решений, исполнения и мониторинга.

Международные обязательства, по его словам, формируют основу обязательств по восстановлению лесных ландшафтов. В соответствии с обязательствами Кыргызстана, вытекающими из присоединения к Конвенции о биоразнообразии ежегодно планируется осуществлять посадку лесных культур на площади 1000 гектаров, а также создать новые и расширить площадь существующих особо охраняемых природных территорий до 10% территории страны.

Потеря растительности и лесного покрова приводит к непредсказуемым последствиям от воздействия изменения климата, поэтому, говорит Козубаев, защита и восстановление лесов и пастбищ становится ключевой задачей для обеспечения адаптации к воздействию изменения климата и устойчивости благосостояния сообществ.

Снижение риска этих опасностей также соответствует обязательствам Кыргызстана в своей Национальной стратегии снижения риска бедствий и обязательствах в соответствии с Сэндайской рамочной программой действий, в то время как снижение риска лесных пожаров (главный вклад в выбросы СО2) будет защищать население, их землю и внесет вклад в национальную и глобальную повестку дня (Парижское соглашение) для снижения глобального потепления. «Кыргызская Республика, всецело поддерживая международные коллективные усилия по решению проблемы изменения климата, со своей стороны, предпринимает и готова продолжать предпринимать дополнительные меры по выполнению климатической конвенции», - подчеркивает замглавы агентства.

В рамках регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды, в 2018 году в г. Ташкент, Узбекистан, состоялся Центральноазиатский международный экологический форум «Укрепление сотрудничества в области охраны окружающей среды и устойчивого развития», целью которого являлось содействие в укреплении диалога между правительственными учреждениями, международным сообществом в области развития, научными кругами, гражданским обществом и бизнес-структурами Центральной Азии по вопросам охраны окружающей среды и совместное формирование видения стратегии устойчивого развития региона. По словам Козубаева, кыргызская делегация приняла активное участие в работе данного Форума и были обсуждены такие вопросы как возобновляемые источники энергии и энергоэффективность, комплексное управление твердыми бытовыми отходами, сохранение биоразнообразия и развитие сети охраняемых природных территорий.

Кроме того, говорит он, в рамках совместной деятельности природоохранных ведомств Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО принято решение о включении Транснациональной серийной номинации «Западный Тянь-Шань» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С целью управления и охраны объектов, включенных в вышеуказанную номинацию между Госагентством, Комитетом лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды подписан Меморандум об управлении и охране Серийного трансграничного объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань» и План действий по выполнению Меморандума на 2018-2022 годы.

«Также, сотрудничество Кыргызстана со странами Казахстан, Таджикистан, Узбекистан по вопросам охраны окружающей среды, представляющим взаимный интерес, осуществляется в рамках реализации Глобальной программы по сохранению снежного барса и его экосистем», - сообщил замглавы агентства.

По его словам, страны ареала, в том числе страны ЦА приняли участие в работе Международного форума по сохранению снежного барса и его экосистем ( г. Бишкек, 2017 г.), в ходе которого подписали Бишкекскую Декларацию, подтверждая свою приверженность спасению находящегося под угрозой исчезновения снежного барса.

В настоящее время в целях расширения трансграничного сотрудничества в странах Центральной Азии, осуществляется подготовка проекта Меморандума о взаимопонимании между КР, РК, РТ, РУз по вопросам сохранения снежного барса, объектов его добычи, экосистем и ландшафтов в Западном Тянь-Шане и Памиро-Алае.

ГАООСЛХ в целях информированности населения на постоянной основе размещает информацию о проводимой деятельности в сфере изменения климата.

«С 24 -25 января в г.Ташкент, Республика Узбекистан состоялась 6-ая Конференция высокого уровня Евросоюз-Центральная Азия по сотрудничеству в области окружающей среды, водных ресурсов и по вопросам изменения климата. Участие Кыргызской делегации освещалось на информационном портале «Кабар», где отмечалась обеспокоенность влияния глобального изменения климата на горные экосистемы Кыргызской Республики и необходимость усиления сотрудничества стран Центральной Азии», - сказал Козубаев.

Говоря о координации усилий стран региона в решении проблем урановых хвостохранилищ Н.Козубаев указывает, что после принятия резолюции ООН в 2013 году о роли международного общества в предотвращении радиационной угрозы в Центральной Азии был разработан «Стратегический мастер план по восстановлению площадок уранового наследия в Центральной Азии», предусматривающий оценку риска и варианты восстановительных мер.

Проект «Стратегического мастер плана» разработан для привлечения инвестиций с целью проведения рекультивации площадок уранового наследия в Центральной Азии, и в частности, в Кыргызской Республике. В программу «Стратегического мастер плана» включено восстановление объектов уранового наследия в поселках Майлуу-Суу, Мин-Куш, Каджи-Сай, Кара-Балта, Кызыл-Джар, Туя-Муюн и Шекафтар.

Для сбора денежных средств доноров с целью оказания финансовой помощи Кыргызской Республике, Таджикистану и Узбекистану в восстановлении наиболее опасных приоритетных объектов уранового наследия, по инициативе Европейской комиссии в 2015 году был открыт Фонд экологической реабилитации для Центральной Азии (ФЭР), управляемый Европейским Банком Реконструкции и Развития.

Для рекультивации семи радиоактивных хвостохранилищ в трех республиках Центральной Азии: трех объектов – в Кыргызстане (Мин-Куш, Майлуу-Суу, Шекафтар) и по два объекта – в Таджикистане и Узбекистане Европейским Союзом было выделено на счет ФЭР:

  • 2017 г. – 12,0 млн. евро.
  • 2018 г. – 16,5 млн. евро.

По его словам, в сентябре 2019 года первый вице-премьер-министр К. Боронов принял участие в IV заседании ассамблеи доноров Счета экологической реабилитации для стран Центральной Азии, прошедшем в Лондоне. На Лондонской встрече международные финансовые доноры, Европейская комиссия и Европейский банк реконструкции и развития отметили лидирующую роль Кыргызстана в решении вопросов радиационной безопасности, высокую координацию сотрудничества с международными партнерами и организациями, достигнутое значительное снижение рисков и последствий радиоактивного загрязнения. На данной встрече было выделено 5,7 млн. евро Кыргызстану для финансирования двух проектов по рекультивации бывших урановых производств в поселках Мин-Куш и Шекафтар. Работы на этих участках начнутся в первом квартале 2020 года. Кроме того, во втором квартале 2020 года планируется начать рекультивационные мероприятия по хвостохранилищам в городе Майлуу-Суу».

Для управления ходом реализации проектов по рекультивации при МЧС КР создана Группа управления проектом (ГУП). Для работы консультантов ГУП предусмотрены средства на сумму 2,0 млн. евро. В настоящее время МЧС в рамках «Стратегического мастер плана» реализуют три проекта. Источник финансирования бюджет Исполнительного комитета СНГ (РФ-75%, РК-15%, КР-5%, РТ-5%).

В рамках данной программы проводятся работы по рекультивации хвостохранилищ, расположенных в населенных пунктах Мин-Куш и Каджи-Сай, на сумму 2 070 509,51 тыс. российских рублей, в том числе для:

  • пгт. Мин-Куш - 1 973 290,57 тыс. российских рублей;
  • пгт. Каджи-Сай - 97 218,94 тыс. российских рублей.

Отвечая на вопрос о координации усилий стран региона в решении проблем таяния ледников, замглавы агентства рассказал, что это глобальная проблема, а в горах Центральной Азии она проявляется сильнее в силу засушливого климата региона.

Согласно исследованиям Всемирного банка, страны Центральной Азии могут столкнуться с большой вероятностью того, что в регионе произойдет более значительное потепление, чем в среднем по всему миру.

«Например, если в мире произойдет потепление на 4°C, средняя годовая температура в Центральной Азии к концу 21-го века поднимется на 7°C по сравнению с периодом с 1951 по 1980 гг. Это будет иметь неизбежное негативное влияние на процесс таяния ледников, что в свою очередь приведет к проблемам с водными ресурсами для всего региона», - говорит замглавы агентства.

По словам Козубаева, Кыргызстан, обладающий 45% всех водных запасов региона, также сталкивается с проблемой таяния ледников.

В случае сохранения данных тенденций в Кыргызстане весь регион рискует столкнуться с социальными, экономическими и политическими проблемами.

«Как отмечалось выше, на фоне таяния ледников, в странах региона наблюдается устойчивый демографический рост. Согласно прогнозам международной организации Population Reference Bureau, к 2050 году количество жителей Центральной Азии достигнет 96 миллионов человек, т.е. увеличится на 30 миллионов человек по сравнению с 2015 годом. Большему количеству населения потребуется соответственно большее количество воды, как питьевой, технической, так и ирригационной. Демографический рост ляжет дополнительной нагрузкой на ограниченные водные ресурсы в странах низовья рек», - говорит он.

При этом Козубаев указал на необходимость помнить, что одной из основных экономических деятельностей в странах Центральной Азии является сельское хозяйство. «В сельском хозяйстве центрально-азиатских стран не развито использование новых технологий, таких как капельное орошение, и приоритет все еще отдается традиционным методам экстенсивного полива, который требует огромного количества водных ресурсов», - отмечает замглавы агентства.

Увеличение количества населения станет еще больше стимулировать спрос на продукцию сельского хозяйства, а значит, создаст дополнительную нагрузку на использование водных ресурсов.

В аграрных районах региона деградируют почва, происходит снижение урожайности, что влечет за собой рост безработицы. Население фактически «выталкивается» из сельской местности в города.

Таким образом, говорит он, стремительное таяние ледников, устойчивый демографический рост и отсутствие, альтернативной сельскому хозяйству, экономической деятельности, увеличит риски в сфере сельского хозяйства, экологии, здравоохранении, а также региональной безопасности. Центральная Азия занимает площадь более 4 млн кв. км., но при этом пустыни, полупустыни и сухие степи занимают более 70% всей территории, что говорит о недостаточном увлажнении региона, кроме горных районов.

«Но и в самих горных регионах в настоящее время уже наблюдается негативные последствия глобального изменения климата», - указывает он.

Дальнейший дефицит водных ресурсов, говорит он, особенно в странах низовья рек, угрожает повлечь за собой в будущем тенденцию миграции населения из стран низовья, в страны верховья течения рек, особенно в Ферганской долине, а также спровоцировать межгосударственные и локальные конфликты за жизненно важный ресурс.

Рассказывая про возможные последствия таяния ледников Кыргызстана Н.Козубаев отметил, что Кыргызстан, где горы занимают 94% всей территории, является уникальной страной, в которой вопрос горных экологических систем имеет стратегическое значение.


«Более 4% территории страны занято ледниками и снежниками, от водных запасов которых зависит окружающая среда, биоразнообразие, здоровье жителей и экономическая деятельность Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Образно говоря, горы Кыргызстана (конечно и Таджикистана) являются «водонапорной башней» всего центрально-азиатского региона», - говорит замглавы агентства.


Козубаев указал на необходимость отметить, что в силу своего географического местоположения, Кыргызстан является одной из самых уязвимых стран к изменению климата в регионе Центральной Азии.

В случае реализации различных пессимистических прогнозов, сценариев потепления, подчеркивает Козубаев, негативные последствия ожидают не только сам Кыргызстан, но и всю Центральную Азию. Поэтому сокращение площадей ледников может оказать самое негативное влияние на национальную безопасность Кыргызстана и всего центрально-азиатского региона, так как нехватка воды в сельском хозяйстве может создать угрозы эскалации трансграничных локальных конфликтов.

«Следовательно, сокращение площадей ледников Кыргызстана может иметь самые негативные экологические, социальные, экономические и политические последствия для всего центрально-азиатского региона», - считает он.

Для этого необходимо увеличит площади хвойных лесов в поясе от 1 до 3 тыс. метров над уровнем моря, до 2 тыс. метров – засадить лиственными, в том числе дикоплодовыми, а также пойменными лесами. Местами по берегам рек можно разместить плантации быстрорастущих деревьев для получения древесины.

Увеличение площади многолетних насаждений в горах Кыргызстана окажет положительный эффект на замедление таяния ледников региона, а также на поглощение СО2.

Именно сотрудничество стран Центральной Азии в данном направлении отвечают приоритетам Парижского соглашения 2015 года, что несомненно открывает значительные финансовые возможности для инициатив по сохранению окружающей среды.

Работа в данных направлениях требует колоссальных финансовых и человеческих ресурсов, которыми Кыргызстан на сегодня не обладает. В связи с этим необходимо инициировать международное сотрудничество реализации выше изложенных мероприятий по сохранению ледников Центральной Азии.

«К сотрудничеству по сохранению ледников необходимо привлечь не только страны региона, но и все соответствующие международные организации. Это безусловно отвечает интересам всех стран региона как верховья, так и низовья течения рек, а также интересам всего мирового сообщества, так как климатические изменения не знают границ государств», - заключил замглавы агентства Н.Козубаев.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий