Казнить нельзя помиловать. Нужно ли контролировать интернет?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Интернет всё больше вливается в жизнь людей и если около 15 лет назад всемирная паутина служила преимущественно для развлечений, то сейчас там сосредоточены различные отрасли деятельности, в том числе и бизнес. Соответственно, чем больше развивается интернет, тем большее внимание на него обращает и официальные лица и злоумышленники. Многие политические деятели видят в интернете исключительно врага и начинают фильтровать трафик, либо же создают свои аналоги интернета.

Одной из самых «отфильтрованных» стран является Китай. Уже более 15 лет там реализуется программа «Золотой щит». На территории КНР блокируются либо фильтруются большинство популярных мировых ресурсов. Кроме того, без специального одобрения, запрещена публикация новостей взятых из зарубежных источников. В КНР заблокированы сервисы от Google, социальные сети Facebook, Twitter, Youtube и другие, а также ряд иностранных СМИ.

Но страны с таким жестким контролем интернет трафика можно пересчитать по пальцам. В большей части мира интернет относительно свободный, хотя и запрещены те или иные ресурсы. Изначально предпосылками к блокировке или фильтрации ресурсов было пиратство. Так в 2000 году ряд музыкантов начали борьбу с сервисом Napster, где пользователи могли обмениваться между собой музыкальными файлами. В конечном итоге сервис временно заблокировали, а позже он обанкротился.

Борьба с пиратскими сервисами велась и в Кыргызстане. В 2009 году на несколько месяцев были изъяты сервера одного из файлообменников, где пользователи могли обмениваться данными между собой. Фактически, ресурс служил лишь мостом между пользователями, и на серверах самого ресурса никакой запрещенной информации не было. В итоге в настоящий момент сайт продолжает функционировать. Но не всем торрент-треккерам так везет. В России после длительной борьбы всё же был заблокирован один из крупнейших файлообменников в мире rutracer.org, однако пользователи и по сей день находят пути обхода блокировки.

Помимо пиратского контента, в настоящий момент есть множество причин, по которым могут заблокировать тот или иной ресурс. Помимо экстремизма, терроризма и продажи запрещенных веществ, ресурс или интернет приложение может попасть под запрет и по политическим причинам. Одной из таких блокировок, которая вызвала сильный общественный резонанс можно назвать запрет мессенджера Telegram на территории России. Эта история началась ещё в 2016 году, когда в РФ был принят так называемый закон Яровой, согласно которому мессенджеры должны не только зарегистрироваться в Роскомнадзоре, но и передать ключи шифрования ФСБ. С 16 апреля 2018 года на территории России официально мессенджер заблокирован, но, тем не менее, пользователи находят пути обхода блокировки. Кроме того, блокировка стала значительно болезненной для рунета. Вместе с мессенджером были заблокированы множество ресурсов, которые не имели никакого отношения к Telegram.

В Кыргызстане со свободой интернета дела обстоят гораздо лучше чем в России или например соседнем Казахстане. Если верить рейтингу НПО Freedom house Кыргызстан находится на 21 месте из 65 стран и имеет статус частично свободный. Для сравнения Казахстан находится на 50 месте в рейтинге, а Россия на 52, кроме того в рейтинге эти страны имеют статус несвободного интернета.

Фактически пользователям интернета в Кыргызстане жаловаться не на что. Все популярные социальные сети, ресурсы и мессенджеры в республике разрешены. Несомненно, имеется перечень запрещенных ресурсов, но туда попали сайты, чья тематика является экстремистской, террористической либо же порнографической. Но не так давно под запрет попал музыкальный сервис soundcloud и тогда многие пользователи кирнета заговорили об ограничении инетрнет свобод.

Своим видением о блокировки ресурсов в Кыргызстане поделился политолог Денис Бердаков.

- Блокировка ресурсов на мой взгляд адекватна, если мы говорим о тематических ресурсах, например сайты с экстремистской направленностью. Такие сайты регулярно создаются и их также регулярно блокируют. Но, к сожалению, в социальных сетях Facebook, Youtube и других периодически появляются материалы и сообщения, которые разжигают межнациональную рознь или распространяют радикальные идеи и такая информация в большинстве случает не блокируется, так как у органов нашей безопасности нет возможности их удалить, в связи с тем, что нет диалога между представителями социальных сетей и органами национальной безопасности Кыргызстана. Что же касается Soundcloud, то там действительно иногда встречаются аудиодорожки экстремистской тематики, либо призывы к свержению власти, экстремизму или насильственным действиям. Но блокировать полностью ресурс это варварство, так как это ресурс уровня Youtube. Необходимо просто более тесно работать с представителями технической поддержки сайта и блокировать только определенный контент, – рассказывает Бердаков.

- Мне кажется, что блокировка мессенджеров или социальных сетей это шаг к слабости, потому что Кыргызстан и даже Россия, в отличии от Китая, не имеет своей информационной эко системы. Там созданы ресурсы, которые аналогичны популярным в мире. Это огромная система, где все варятся в большом котле, который сильно цензурируется. Блокирование в Кыргызстане каких-либо популярных сервисов ни к чему хорошему не приведет, - продолжает политолог.

Также Бердаков считает, что популярные мессенджеры в Кыргызстане рискуют попасть под запрет по опыту России и Казахстана. Но в целом эксперт считает, что в настоящий момент интернет в Кыргызстане гораздо свободнее нежели в России или Казахстане. Бердаков не отрицает необходимость блокировки отдельных ресурсов, но блокировать нужно с пониманием – за что и почему.

В целом же можно отметить негативное влияние блокировки интернет ресурсов, ведь, как известно – запретный плод сладок. Пользователи начнут искать пути обхода блокировки, начнут изучать «Глубокую сеть». Практика других стран показывает, что даже рядовой пользователь в большинстве случаев может найти обход почти любой блокировке.

Глеб Куренёв
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий