• 84.77
  • 95.35
  • 1.12
  • 0.2

Министр образования: Колледжи должны вносить вклад в развитие страны

Интервью 1

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и ОК

А также смотрите в YouTube

Новый министр образования Алмазбек Бейшеналиев поставил перед собой задачу – реформировать сферу профессиональньго образования таким образом, чтобы студенты могли учиться, заниматься исследованиями, работать в проектах, быть востребованными на рынке труда. Какие шаги для этого будут предприняты на уровне колледжей рассказал глава МОН.

- Вы сказали, что видите своей задачей формирование образовательного алгоритма, который обеспечит подготовку кадров, отвечающих требованиям рынка труда. Что будет в связи с этим делаться в сфере среднего профессионального образования?

- Главная задача профессионального образования – подготовка кадров, которые будут востребованы на рынке труда. К сожалению, на данный момент профессиональное образование, в том числе на уровне колледжей, не отвечает данному требованию. Мы должны создать экосистему, которая будет включать не просто качественную подготовку студентов, но также исследования и инновации, которые будут востребованы бизнесом и обществом, будут вносить свой вклад в развитие страны, повышать эффективность экономики.

Для этого мы вносит уточнения в проект Стратегии развития образования КР до 2040 года в части повышения качества обучения в колледжах. Предусмотрено регулирование Перечня специальностей среднего профессионального образования Национальной системой квалификаций Кыргызской Республики, что позволит обновлять перечень предлагаемых программ, основываясь на тенденциях и требованиях рынка труда с учетом преемственности уровней образования в соответствие с рамками квалификаций.

Начата работа по обновлению профессиональных стандартов. Для усиления взаимодействия с работодателей будут предусмотрены стимулирующие факторы на уровне законодательства, в частности, планируются налоговые и институциональные условия для такого взаимодействия.

Сегодня в рамках проекта, финансируемого Азиатским банком развития, ”Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста” формируются Центры передового опыта. Это инновационные образовательные площадки для передачи современных практик и инноваций для учащихся, преподавателей и администраторов организаций профессионального образования.

Будет уделено внимание системе независимой оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников на основе Национальной рамки квалификаций, проведение независимой аккредитации.

Для развития международной интеграции профессионального образования, в том числе и для обеспечения роста его экспорта предусмотрено участие Кыргызской Республики в профессиональных соревнованиях WorldSkills и других конкурсах. Эти мероприятия направлены на повышение профессиональной подготовки, популяризации рабочих профессий.

- В настоящее время в стране отсутствует система повышения квалификации педагогов и мастеров профлицеев и колледжей. Вы намерены работать в данном направлении? Какие меры будут приняты в первую очередь?

- В настоящее время проводится анализ квалификационной структуры подготовки преподавателей, нормативной правовой базы, возможностей выстраивания новой системы подготовки и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения для сектора среднего профессионального образования. По итогам анализа планируется открыть курсы/отделения для преподавателей среднего профессионального образования в Республиканском институте повышения квалификации и переподготвки кадров

При этом на базе Центров передового опыта уже проводятся тренинги по разработке модульных учебных программ в соответствии с разработанными экспериментальными образовательными программами.

- Сегодня перед страной в целом и министерством образования в частности стоит задача цифровизации обучения. Насколько эта задача решается в СПО? Что было сделано и что Вы планируете сделать?

- В связи с пандемией коронавируса колледжи также перешли на дистанционное обучение, которое в основном реализуется через мессенджер What’sApp, используются возможности информационной системы AVN, Google Класс, электронная почта, Instagram страницы, ZOOM.US, WeChat, Skype.

Со стороны государственного предприятия «СоцСервис» при ГКИТС разработана Moodle платформа для организации дистанционного обучения колледжей, разработаны инструкции для пользования системой. На данный момент больше половины государственных спузов работают с этой системой, с помощью которой можно организовать онлайн уроки, провести тестирование, задать контрольные работы, преподаватели могут разместить свои учебные материалы.

При этом постоянно проводится мониторинг дистанционного обучения, включая контроль качества учебных материалов и их своевременное обновление, контроль проведения обучения согласно учебному плану и расписанию, оценку качества преподавания и освоения учебного материала.

В 2020 году впервые с применением дистанционных образовательных технологий. Проведена Государственная итоговая аттестация выпускников. Для этого были внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие госаттестацию.

- Насколько колледжи оснащены компьютерами?

Минимальные лицензионные требования и государственные образовательные стандарты требуют 100%ной оснащенности колледжей. Наши спузы полностью соответствуют этим требованиям.

- Как Вы считаете, эффективно ли дистанционное обучение для студентов?

- Несомненно, никакие современные технологии не смогут заменить живого общения между преподавателями и студентами. Также многие направления подготовки и специальности тесно связаны с большим количеством практических занятий, которые трудно организовать в дистанционном формате.

Не все спузы страны были в достаточной мере готовы к дистанционному обучению. Возникали проблемы, связанные с материально-техническим и методическим обеспечением учебного процесса в онлайн формате. Не все преподаватели имели навыки работы с дистанционными образовательными технологиями, есть проблемы, связанные с обеспеченностью студентов компьютерной техникой.

- Как улучшить качество дистанционного образования? Какие пути вы можете предложить? Будут ли изменения в дистанционном обучении в колледжах?

- Качество дистанционного образования во многом зависит от квалификации преподавателей, их умения использовать инновационные методы обучения. В связи с этим остро стоит вопрос организации повышения квалификации педагогов. Перед началом учебного года МОН КР были выработаны системные рекомендации для учебных заведений, которые направлены на подготовку человеческих ресурсов, образовательной среды, цифровой инфраструктуры, методической базы и методов оценивания учебного процесса в онлайн формате. Были проведены вебинары, на которых презентованы рекомендации по подготовке учебных заведений к началу учебного года в онлайн формате.

- Какие проекты реализуются на уровне СПО?

- На уровне среднего профессионального образования реализуется проект «Программа развития сектора: «Навыки для инклюзивного роста», которая направлена на создание системы, отвечающей потребностям рынка труда. Важными моментами этого проекта является вовлечение девочек и девушек в колледжи для обучения, а также развитие предпринимательских навыков у студентов.

В целом реализация данной программы направлена на достижение трех результатов. Это укрепление управления и финансирования технического профессионального образования и обучения для в поддержки ключевых секторов экономики. Второе направление – улучшение качества среды преподавания и обучения. И, третье, - расширение сотрудничества с отраслями экономики и развитие навыков.

- Ведется ли работа министерством по обеспечению колледжей качественными учебниками? Сколько учебников было издано в последние годы? Почему ничего не говорится о работе с авторами этих учебников?

- К сожалению, республиканским бюджетом не предусмотрены средства на издание учебников и учебных пособий для колледжей республики. Каждое учебное заведение самостоятельно за счет собственных средств решает вопросы обеспеченности учебниками.

- Какие меры принимаются по противодействию коррупции в начальном и среднем профессиональном образовании?

- Для исключения коррупционных рисков в течении нескольких лет прием абитуриентов в медицинские колледжи осуществляется на основании результатов тестирования, проводимого Национальным центром тестирования при МОН КР. Это позволило сделать процедуры приема более прозрачными и объективными.

Прием абитуриентов в спузы на 2020-2021 учебный год был организован полностью в онлайн-режиме с использованием Автоматизированной информационной системы на сайте spuz.edu.gov.kg .

Конкурс среди абитуриентов проводился по сумме средней оценки аттестата или свидетельства с учетом оценки по профилирующему предмету для конкретной специальности.

Кроме того, ежегодно в спузах проводится акция «За чистую сессию!», анонимные анкетирования разного уровня (студент о преподавателе, коллега – о коллеге, заведующий кафедрой – о преподавателе), работают телефоны доверия.

Комментарии

  • Эркин

    Эркин 12 months ago

    Уважаемый министр МОиН КР, разберитесь с КНУ,
    Хорошая новость, но как вести занятия в здании корпуса 8 КНУ, когда все, разоушено развалено в здании.

    Кыргызский национальный университет(КНУ) во время холодов начал проводить капитальную реконструкцию учебного корпуса 8, там хотят разместить недавно открывшийся медицинский факультет для индусов и пакистанцев. 

    Работы ведутся без проектно-технической документации, снесены все стены, убраны ограждения с балконов, отключены коммуникации, воды нет, тепла нет.

    Как можно вести строительные работы на 4 и 5 этажах, когда на 1, 2 ом этаже этого корпуса до сих пор работают и находятся сотрудники факультета, которые сидят в страхе что что нибудь не упадет на них или что то не развалится, когда все здание трясется от реконструкции

    Когда ведутся такие капитальные работы, нужно же вывести из здания сотрудников. Здание не огорожено, как того требуется,  везде лежит строительный мусор.

    И есть ли у нас государственные органы контрулирующие такой бардак в КНУ, который ведут ректор САДЫКОВ К.и проректор по фин-хозяйственной части СУРАНАЕВ Т.

Оставить комментарий