• 89.51
  • 97.09
  • 0.97
  • 0.2

Садыр Жапаров: Мы должны кардинально изменить свое отношение к предпринимателям и инвесторам

Президент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 26.11.21. /Кабар/. «Мы должны кардинально изменить свое отношение к предпринимателям и инвесторам», - отметил президент Кыргызстана Садыр Жапаров сегодня, 26 ноября, в ходе заседания Совета Безопасности при обсуждении вопроса продовольственной безопасности.

Глава государства в частности отметил:

«Наша страна за почти 30 лет независимости пережила трудные времена.

За этот период мы добились ряда важных для нашей страны достижений и побед. В то же время наше гражданское общество столкнулось и со сложностями, которые мешают развитию нашей экономики.

Среди них:
- узурпация власти отдельными лидерами и семейными кланами;
- тотальная коррупция, наносящая ущерб всем ветвям власти, включая политическую коррупцию;
- рост безработицы;
- отток молодых кадров за границу в поисках работы;- отсутствие социальной защиты уязвимых групп и эффективных социально-ориентированных программ для поддержки населения;- криминализация общества, особенно среди молодежи;
- низкий уровень бедности и доходов отдельных граждан;
- давление со стороны госструктур и создание бюрократических преград, мешающие развитию бизнеса;
- отсутствие защиты законных интересов предпринимателей и инвесторов.

Этот комплекс проблем и растущее недовольство среди граждан привели к трем революциям. Негативные условия, которые привели к трем революциям, ошибки некоторых руководителей страны должны стать большим уроком для всех нас и для тех, кто в первую очередь наделен полномочиями. В ближайшее время ситуация кардинально изменится. Мы должны принять все необходимые меры для реализации поставленных перед государством задач и решения проблем в стране. Ответственно заявляю, что политическая воля, требуемый потенциал, силы и ресурсы есть для этого. Никто и ничто нас не может остановить на пути к развитию нашего государства. Это не просто слова, они уже подкрепляются конкретными шагами и реальными действиями. С того момента, как я вступил в должность, были изданы приоритетные Указы:
- «О новой государственной кадровой политике», согласно которому необходимо создать условия для обеспечения равного доступа граждан к государственным и муниципальным услугам с привлечением профессионалов и прогрессивной молодежи; а также создать условия для карьерного роста и снизить коррупционные риски в кадровых вопросах;
- «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов», данный Указ предусматривает меры по усилению защиты собственности, предпринимателей и инвесторов, устранению необоснованного вмешательства государства в хозяйственную деятельность и созданию благоприятного инвестиционного климата;
- «О мерах по улучшению миграционной ситуации», документ направлен на стабилизацию миграционных процессов; - «О вопросах реформирования горнодобывающей промышленности». Необходимо решать проблемы в законодательстве, государственном регулировании недр, а также в привлечении инвестиций в горнодобывающий сектор.

Вместе с тем подписаны указы, направленные на развитие здравоохранения, дальнейшее развитие финансового рынка, агропромышленного комплекса страны, инвентаризации законодательства, активизации внедрения цифровых технологий, а также о мерах по духовно-нравственному развитию личности. Все упомянутые мною указы в первую очередь направлены на обеспечение устойчивого развития государства, ​​на поддержку граждан и бизнеса и защиту национальных интересов страны. Мы на пути к построению процветающего и демократического государства. Уверен, что мы сможем преодолеть все трудности.

В прошлом году во всем мире столкнулись с коронавирусной пандемией. Итоги социально-экономического развития Кыргызской Республики за 2020 год показали отрицательный экономический рост. В 2020 году рост ВВП сократился на 8,6%. Спад деловой активности и показателей наблюдается в большинстве секторов экономики, а в некоторых секторах он достигает более 40%. Общая сумма доходов республиканского бюджета на 2020 год уменьшилась почти на 14 млрд сомов.

На 2020 год по сравнению с 2019 годом внешнеторговый оборот снизился на 19%. Поступления прямых иностранных инвестиций в страну в 2020 году снижен почти на 50%, при этом отток увеличился в 1,4 раза и превысил приток на 401 млн долларов. Фактически 2020 год и первая половина 2021 года были действительно сложными для нашей экономики. Мы предпринимаем необходимые шаги для улучшения ситуации, в некоторых секторах экономики делаем успехи. В частности, темпы роста реального ВВП по итогам 10 месяцев т.г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 1,6%.

По инвестициям за 10 месяцев 2021 г. наблюдается аналогичная ситуация. Приток прямых инвестиций в 2021 г. составил 324 млн долларов США почти вдвое, при этом отток инвестиций сократился на 9,2%. Внешний товарооборот за январь-сентябрь 2021 г. увеличился почти на 20% и составил более 5 млрд долларов. По итогам 9 месяцев 2021 года профицит государственного бюджета составил 3 млрд сомов. Мы не будем останавливаться на достигнутом и будем делать все необходимое для дальнейшего улучшения показателей в экономике.

Однако многие проблемы остаются нерешенными.

Стали дороже цены на продукты питания, особенно на мясо, куриные яйца, подсолнечное масло и некоторые виды фруктов и овощей, и их стоимость продолжает расти.

Повышаются цены на ГСМ, потому что в этом отношении наша страна зависит от импорта.

Как показывает приведенная мною статистика, экономика сейчас переживает самые тяжелые дни.

В настоящее время бизнес сталкивается с проблемами в своем развитии, которые невозможно преодолеть самостоятельно без полной поддержки государства.

Развитие предпринимательства - основа нашей экономики и главное условие увеличения доходов бюджета.

Нам нужно кардинально изменить свое мышление в отношении предпринимателей и инвесторов.

Поскольку их успех положительно влияет на экономику, что дает возможность полностью решить вопросы в социальной сфере, безопасности, экологии, человеческом капитале и других сферах.

К сожалению, нынешний экономический потенциал государства не дает возможностей решать вопросы развития.

Руководители госструктур успевают заниматься только самыми трудными вопросами.

Мы должны взять ситуацию за основу для эффективных подходов к стратегическому планированию во всех сферах, направленных на развитие экономики, кардинально изменить подход к управлению общественными процессами и постараться предотвратить и минимизировать все возможные риски и угрозы.

Привлечение инвестиций и экономический рост - ключевой фактор успешного развития нашей страны.

Однако в настоящее время темпы экономического роста и объем инвестиций недостаточны для кардинального улучшения ситуации.

Есть много причин, которые мешают развитию предпринимательства в стране, и мы всегда открыто говорим об этом.

Бизнес по-прежнему находится под сильным давлением со стороны регулирующих и правоохранительных органов, которые требуют деньги, взятки и доли в бизнесе под видом бюрократических процедур, фиктивных и сфабрикованных проверок и уголовных дел.

Нарушения прав и законных интересов со стороны надзорных и правоохранительных органов носят системный характер.

Статистика показывает, что за последние пять с половиной лет возбуждено и зарегистрировано в Едином реестре преступлений и правонарушений 247 дел о неправомерных действиях правоохранительных органов и государственных служащих в отношении хозяйствующих субъектов и инвесторов.

Эта цифра не кажется большой. Однако эта категория преступлений, очевидно, носит латентный характер.

В большинстве случаев правоохранительные органы сами занимаются нарушением прав предпринимателей, поэтому они боятся обращаться в правоохранительные органы.

В связи с этим предприниматели вынуждены молчать о противоправных действиях в отношении них.

В то же время только 15% из 247 зарегистрированных дел, то есть только одно из шести дел, было направлено в суд для рассмотрения.

Остальные уголовные дела приостановлены или еще не завершены.

Это говорит о том, что некоторые руководители надзорных и правоохранительных органов покрывают своих сотрудников, которые «разрушают» бизнес.

Некоторые руководители и сотрудники правоохранительной системы чувствуют себя богами!!!

Я бы сказал – это не так!

Все равны перед законом и все несут равную ответственность за нарушение закона.

Сотрудники, которые ставят собственные интересы выше интересов государства, противопоставляют себя государству и своему народу!!!

Мы этого не допустим!

Таким образом, результаты преследования бизнеса правоохранительными органами, как правило, разрушительны вне зависимости от процессуального исхода дела.

По мнению субъектов предпринимательства, в результате уголовного преследования их бизнес полностью или частично разрушен, в результате чего субъекты хозяйствования прекращают свою деятельность, а рядовые сотрудники теряют работу.

Аналогичная ситуация наблюдается и с другими фактами противоправных действий физических лиц в отношении предпринимателей.

Зарегистрировано более 670 таких преступлений с ущербом на более чем 200 миллионов сомов.

Часть этих преступлений были совершены членами организованных преступных групп и другими криминальными субъектами, которые использовали запугивание, шантаж и открытое насилие, требуя от предпринимателей «ежемесячную дань».

Необходимо отметить закрытый характер этих преступлений, когда предприниматели, которым угрожают преступники, вынуждены молчать и боятся обращаться в правоохранительные органы, поскольку им не доверяют.

Учитывая скрытый характер отмеченных мною преступлений, можно сделать односторонний вывод, если реальные цифры могут в несколько десятков раз быть больше официальной статистики.

В результате отсутствия полной правовой защиты прав и законных интересов предпринимателей и инвесторов они вынуждены незаконно платить всем и каждому. Они должны платить коррумпированному чиновнику и преступнику, чтобы они были «крышей» и без страха вести бизнес.

Я считаю данные факты недопустимыми и обращаю на них внимание всех руководителей правоохранительных органов.

Некоторые недостатки налогового и таможенного законодательства также наносят ущерб законным интересам и правам предпринимателей.

В результате отмеченных мною негативных явлений бизнес разоряется или становится нерентабельным.

Соблюдение всех законов и уплата всех налогов в госбюджет остаются экономически невыгодными. Пытаясь получить какую-то прибыль, бизнес вынужден уходить в тень и работать полулегально.

Видя, что инвестиции не защищены государством, инвесторы не хотят рисковать своими финансами и успехом.

С сегодняшнего дня все главы государственных, особенно надзорных и правоохранительных органов, будут нести персональную ответственность за нарушения законных прав предпринимателей и инвесторов.

Предприниматели и инвесторы должны видеть и чувствовать, что государство на их стороне и является надежным партнером.

Важно обеспечить защиту и свободу капитала, инвестиций и частной собственности.

Во время своих визитов в Россию, Турцию, Англию, Казахстан и другие страны я встречался с представителями бизнеса и зарубежных банков развития.

Я гарантировал, что государство будет обеспечивать защиту инвестиций на законодательном уровне.

Поэтому мы должны постепенно и непрерывно очищать все отрасли экономики от деструктивного воздействия преступности, наличия неправильных и теневых схем.

Недобросовестные и коррумпированные сотрудники правоохранительных органов своими противоправными действиями в нашей стране представляют угрозу экономической безопасности. Они нарушают веру предпринимателей и инвесторов в закон, справедливость и свободу экономических отношений. Это можно расценивать как экономическую диверсию и саботаж государственных структур.

Раньше финансовая полиция имела право бороться с экономическими преступлениями.

5 марта финансовая полиция была расформирована за невыполнение задач по обеспечению экономической безопасности.

Напротив, она нанесла вред. Как только служба была ликвидирована, налоговые платежи в казну стали увеличиваться до 5 миллиардов сомов.

На погранпостах налоговые инспекторы вошли «в долю», взяв под свой контроль. Где нужно было платить сто сомов, они брали тысячу сомов. После расформирования финансовой полиции доходы казны выросли сразу на 5 миллиардов сомов.

Вместо того, чтобы быть надежным защитником прав бизнеса, они превратились в карательный орган, «угрожающий» бизнесу и инвесторам.

Такое негативное отношение к бизнесу нельзя оставлять без внимания, его следует изменить всем государственным органам.

Необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, полную и гарантированную государственную защиту инвестиций, устранить бюрократические барьеры и перейти к защите прав и интересов предпринимателей, прежде чем преследовать за мелкие нарушения.

Только тогда, я считаю, они помогут нам развивать экономику и привлекать больше инвестиций в масштабные проекты, в том числе общегосударственного значения.

Все руководители государственных структур должны понимать, что мы не нужны инвестору, нам нужен инвестор. В условиях снижения инвестиционной активности в мире конкуренция между странами за привлечение новых инвестиций усиливается.

Уезжать из нашей страны - не потеря для инвестора, для него это означает только смену территории распространения своего бизнеса.

Надзорные, правоохранительные и регулирующие органы должны понимать, что эти предприниматели являются основным источником доходов бюджета, из которого выделяются их зарплаты, пенсии их родителей и социальные пособия для их детей.

Хочу прямо сказать, что времена, когда все разрешалось, прошли.

Теперь любой, кто оказывает давление на бизнесменов и инвесторов, независимо от того, являются ли они родственниками, братьями или сватами, будет наказан по всей строгости закона.

Неважно, какую должность он занимает или какую форму, какие погоны носит.

Мы примем все необходимые меры, чтобы кардинально изменить отношение государственных структур к бизнес-сообществу.

Деловое сообщество - это не бесплатное пастбище, которое всегда вас накормит.

В дополнение к предыдущим указам я подписал Указ «О дополнительных мерах по защите субъектов предпринимательства», что является лишь одним из первых шагов по защите бизнеса.

Эта работа продолжается.

Считаю, что надзорные и правоохранительные органы ни под каким предлогом не должны вмешиваться в законную деятельность бизнеса.

Таким фактам мы будем ставить заслоны безапелляционно и жестко.

В каждом случае давления на бизнес, незаконных проверок или проверок по сфабрикованным мотивам и фиктивным обвинениям необходимо проводить строгую проверку правоохранительных органов с правовой оценкой таких действий.

Это в особенности касается прокуроров.

Уважаемый Курманкул Токторалиевич, это касается не только бизнес-сообщества, но и государственные структуры. Я знаю некоторые факты. Были случаи, когда айыл окмоту посещали районные и областные прокуратуры, необоснованно проверяли, конфисковали и уезжали. Были случаи, когда бухгалтеров нанимали и проверяли для проверки или невыдачи справок.

Если такие факты повторяются, то вот вы мои представители в регионе. В случае, если необоснованные угрозы и проверки будут, то пусть, не боясь обращаются. Будем принимать строгие меры.

Считаю, что такие сотрудники должны нести не только дисциплинарную, уголовную и моральную, но и материальную ответственность.

Если экономика или предприниматели пострадали в результате действий недобросовестных сотрудников, допустившие это работники, должны возместить ущерб.

Это заставит правоохранительные органы хорошенько подумать и отказаться от идеи «уничтожения» бизнеса по надуманным причинам.

Думаю, пора оказать всестороннюю поддержку предпринимателям и инвесторам.

С ними необходимо наладить конструктивный диалог на основе следующих принципов:
- тесное, открытое взаимодействие и партнерство;
- защита своих прав и законных интересов.

Они также должны быть ограждены от посягательств криминалитета и противоправных действий кого бы то ни было.

Гражданские споры должны разрешаться только по нормам, предусмотренным Гражданским кодексом, а не уголовным.

Любой сотрудник, который получает взятку или продвигает личные интересы и других, используя свои полномочия, должен быть привлечен к ответственности.

Если это наблюдается в действиях руководителей государственных органов, они будут немедленно освобождены от занимаемой должности и понесут уголовную ответственность с конфискацией имущества, полученного преступным путем, с лишением всех наград и званий.

Если кто-то думает, что он очень умен, и пытается скрыть свои нечестные доходы, регистрируя их у подставных и аффилированных с ними людей, то могу с уверенностью сказать, что это будет невозможно.

Вы все видели, что выявление незаконной собственности, даже если она находится в другой стране или в оффшоре, не требует больших усилий.

Сейчас соответствующие органы действуют в этом направлении и продолжат работать круглосуточно.

В связи с оперативными действиями руководства Госкомитета национальной безопасности практически ежедневно регистрируются досудебные производства в отношении высокопоставленных чиновников.

Коррупционные схемы выявляются и пресекаются во всех государственных учреждениях, в том числе в тех, которые имеют системную основу для коррупции.

Вы были свидетелями арестов сотрудников финансовой полиции, сотрудников органов национальной безопасности, бывших руководителей МВД, районных прокуроров, судей и многих других чиновников.

Устойчивые коррупционные схемы были выявлены и пресечены в государственных учреждениях и Министерстве сельского хозяйства, Пограничной службе, Агентстве земельных ресурсов, автомобильного весо-габаритного контроля, аэропорту «Манас» и многих других государственных предприятиях.

В частности, арестованы высокопоставленные чиновники - некоторые экс-главы правительства КР и аппарата президента, включая нынешнюю администрацию президента

Это должно стать устоявшейся нормой.

Коррумпированные люди, которые годами и десятилетиями воровали, «притесняли» бизнес, брали взятки за прикрытие контрабандистов, будут наказаны согласно своим деяниям. а их доходы, полученные нечестным путем, возвращены в государственный бюджет.

Никто не имеет права безнаказанно запускать руку на государственный бюджет и совершать хищения.

Никто не имеет права преследовать бизнес по неоправданным, надуманным причинам или по личному решению.

Я повторяю, мы обязаны оказывать максимальную помощь предпринимателям и инвесторам.

Мы должны принять оперативные и радикальные меры, направленные на стабилизацию ситуации в экономике и придать дополнительный импульс ее развитию.

Это требует создания соответствующей инфраструктуры и транспортной логистики, совершенствования законодательства и создания других условий для ведения бизнеса.

Государственные органы должны оказывать максимальную поддержку и помощь начинающим предпринимателям и стартапам.

Молодые, талантливые и креативные менеджеры и профессионалы являются будущим нашей страны, и необходимо внедрять не только цифровые технологии, но и высокотехнологичные методы для развития экономики страны в целом.

Это поможет нам развивать экономику, выйти на новые перспективные международные рынки, овладеть ими и укрепить свои позиции на них.

Могу привести в пример Парк высоких технологий Кыргызстана, который в 2020 году поручил прибыль почти на полмиллиарда сомов.

Данный пример свидетельствует о необходимости предоставления элементарных возможностей нашим бизнесменам и инвесторам для их развития и дальнейшей деятельности, вместо того, чтобы преследовать их ежедневными проверками.

Поэтому госорганам следует максимально сократить количество проверок предпринимателей.

В связи с этим налоговым органам следует внимательно изучить лучшие мировые практики и активно внедрять их в нашу систему.

Могу привести в пример Налоговую службу России, им удалось внедрить передовой опыт налогового администрирования, завершить фискализацию налоговых процедур и в несколько раз сократить количество налоговых проверок.

Если в 2010 году они провели около 70 тысяч ежегодных налоговых проверок, то по итогам 2020 года их количество сократилось до 5000, иначе говоря им удалось сократить налоговые проверки на 93%.

При этом доля налоговых поступлений в госбюджет многократно увеличилась, поскольку предприниматели убедились, что договориться с автоматизированной системой невозможно и рано или поздно их махинации будут разоблачены.

Считаю, что необходимо перенять этот положительный опыт и активно внедрять очень эффективные механизмы фискализации налоговых и таможенных процедур.

Налоговая система и таможенные процедуры должны быть максимально простыми и понятными, как крупным игрокам, так и обычным бизнесменам.

Считаю, что амнистия капитала станет дополнительным стимулом для развития экономики страны.

Основная цель экономической амнистии – вывод финансовых ресурсов и капитала из тени, их легализация и вложение в экономическое развитие в качестве дополнительных инвестиций.

При этом государство гарантирует легализовавшим свой капитал бизнесменам, что в дальнейшем у правоохранительных органов не возникнет к ним вопросов о происхождении этого капитала.

По данному вопросу давалось поручение Генеральной прокуратуре. Разрабатывается Закон совместно с Администрацией, в скором времени он будет вынесен. Мы примем закон о легализации средств, выведенных за рубеж, а в новом году соберем всех бизнесменов и строителей и начнем работу с ними.

Им также гарантируется иммунитет от уголовной или иной ответственности.

В то же время коммерсантам необходимо понимать, что приобретение недвижимости, легализация капитала и вклад в развитие отечественной экономики за счет увеличения ресурсной базы и основных фондов позволят им не только расширить свой бизнес, но и поможет в целом экономике страны.

Развитая и процветающая экономика, в свою очередь, позволяет им добросовестно и законно получать еще большие выгоды.

Я призываю отечественных предпринимателей вывести свои активы из различных офшоров и вернуть их на родину.

В свою очередь Кабинету Министров страны поручаю в ближайшее время разработать и внести законопроект о дополнительных предложениях, направленных на защиту капитала, возвращенного из офшоров и ранее скрытого в теневой экономике.

Но это еще не все. Внимательно изучите мировой опыт, направленный на усиление государственных гарантий инвестиций и защиту прав предпринимателей. Необходимо подготовить дополнительные предложения.

Кроме того, в кратчайшие сроки необходимо разработать и реализовать предложения по улучшению функционирования судебной системы относительно спорных вопросов между субъектами хозяйствования.

При принятии решений важно, чтобы судебная система была практически независимой от чьего-либо влияния и принимала решения исключительно на основе буквы закона.

При принятии решений судебными органами нашей стран, у предпринимателей к нашей судебной системе должно быть 100 процентное доверие. Спорные вопросы не должны доходить до иностранных инстанций.

Таким образом, в рамках наших собственных законов, мы создаем для предпринимателей благоприятные условия для разрешения арбитражных споров в нашей юрисдикции.

Необходимо обратить внимание на продовольственную безопасность Кыргызской Республики, на которую влияют разные обстоятельства. Нынешняя ситуация вызывает серьезную озабоченность.

Согласно нашим законам, при самостоятельном производстве продуктов питания, если мы можем обеспечить себя хотя бы на 80%, то это приведет к оптимальному уровню продовольственной безопасности.

И резервы государственного материального резерва эти продукты должны покрывать 90-дневные потребности населения.

К сожалению, как показывает статистика, в настоящее время уровень продовольственной безопасности в республике критический.

Собственным производством мы сможем обеспечить себя только на 40%: это хлебом, мясом, яйцами и только 24% - растительным маслом.

В результате неэффективного управления агропромышленным комплексом мы столкнулись с ситуацией зависимости от импорта.

Дефицит воды, проблемы мелиорации земель, засуха и это все влияет на урожайность сельхозпроизводителя. Имеет отрицательный эффект.

В результате проблемы нехватки воды наши граждане теряют миллионы сомов. Летом этого года, не дожидаясь выхода людей на митинг на площадь, эту проблему можно было решить своевременно. Соответствующие органы к поливу должны готовиться с февраля, а не зимой, когда начинаются проблемы».

Комментарии

Оставить комментарий