В Бишкеке состоятся книжная выставка и круглый стол, посвященные манасчи С.Орозбакову

Культура 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 2 марта /Кабар/. 3 марта 2017 года в 1100 часов в зале Отдела редких и особо ценных изданий Национальной библиотеки Кыргызской Республики им. Алыкула Осмонова состоится открытие книжной выставки – “Алп манасчы” и круглый стол, посвященные 150-летию со дня рождения выдающегося манасчи Сагымбая Орозбакова. Об этом сообщили в Нацбиблиотеке.

На выставке представлены различные варианты эпоса Манас, в том числе в переложении С. Орозбакова, а также статьи, иллюстрации, посвященные С. Орозбакову.

В мероприятии примут участие деятели науки и культуры, писатели, поэты, студенты, сказители “Манаса” и представители средств массовой информации.

С. Орозбаков родился в местечке Кабырга, что на северном побережье озера Иссык-Куль, в семье музыканта-сурнайчы. В девять лет Сагымбай начал постигать арабскую грамоту под руководством узбекского муллы, а также петь и сочинять.
Эпосом «Манас» он увлекся с пятнадцати лет, услышав выступления знаменитых в то время манасчы Чонбаша, Тыныбека Жапиева, Балыка (Бекмурата) Кумарова и Найманбая Балыкова.

В 1922 г. по решению Туркестанской научной комиссии и Народного комиссариата просвещения Кара-Киргизской АО на нарынском жайлоо Сары-Солтон была начата запись сказов Сагымбая фольклористами-филологами К. Мифтаковым и И. Абдрахмановым.

За четыре года из уст Сагымбая Орозбакова ученые записали более 180 тысяч стихотворных строк первой части трилогии эпоса. Вторая и третья ее части не были записаны из-за серьезной болезни манасчы. Однако и то, что он успел сообщить, свидетельствует о художественном совершенстве его варианта, о красочности поэтического стиля и богатстве языка.

Орозбаков среди народа прославился как сказитель наиболее объемного варианта эпоса «Манас», отличавшегося сюжетной полнотой и высокой художественностью. Его вариант среди ученых-фольклористов считается классической версией кыргызского героического эпоса. По словам современников Орозбакова, он сливался в одно целое со слушателями, ощущал всю полноту и эмоциональную действительность своего исполнения и пел обычно до тех пор, пока не истощались его силы.

Комментарии

Оставить комментарий