• 88.91
  • 94.75
  • 0.95
  • 0.2

В Кыргызстане вынесена на общественное обсуждение новая версия Уголовного кодекса

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 10.05.21. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Генеральная прокуратура вынесла на общественное обсуждение законопроект «О новой редакции Уголовного кодекса».

Согласно документу, в ходе применения Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса о проступках Кыргызской Республики, введенных в действие 1 января 2019 года у правоохранительных и судебных органов, возникли определенные трудности из-за коллизий и противоречий теоретических положений правоприменительной практике.

Одной из основных задач при введении в действие Уголовного кодекса в редакции 2017 года являлась либерализация уголовного законодательства и декриминализация преступлений, не представляющих большой общественной опасности, а также переоценка степени тяжести отдельных преступлений.

Критерием разграничения преступления и проступка являлся лишь размер причиненного вреда. Отличие состоит в причинении проступком вреда, который не является тяжким или значительным. По данным формальным признакам проступок отличается от преступления

В этой связи произошло разделение уголовных правонарушений на преступления и проступки. В категорию проступков были переведены незначительные преступления за совершение которых предусматривалось наказание, не связанное с лишением свободы.

Разделение одного и того же правонарушения на преступление и проступок исходя только из тяжести последствий, повлекло проблемы по организации досудебного производства и судебного рассмотрения дел, так как оно проводилось по одному уголовному процессу.

Таким образом, на практике оказалось, что либерализация и декриминализация уголовного законодательства была сведена лишь к формальному разделению уголовных правонарушений на преступления и проступки.

Учитывая проблемы, возникающие при квалификации правонарушений в предлагаемый проект Уголовного кодекса возвращены преступления небольшой тяжести, ранее включенные в действующий Кодекс о проступках, а проступки, не являющиеся преступлениями, включены в проект Кодекса об административных правонарушениях.

Вместе с тем, была введена уголовная ответственность за такие преступления как «Торговля несовершеннолетними», «Организация незаконной миграции, незаконный ввоз (вывоз) мигрантов», «Самоуправство» «Диверсия», «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней», «Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней», «Неправомерный доступ к компьютерной информации», «Массовое распространение сообщений электросвязи» и т.д.

Тем самым, при принятии новой редакции Уголовного кодекса действующий Кодекс о проступках утратит свою силу.

Также, одним из основных лозунгов при введении действующего Уголовного кодекса являлась гуманизация наказаний.

Однако, на практике оказалось, что за отдельные виды преступлений наказания были наоборот усилены, а не гуманизированы.

Например, по одному из наиболее распространенному виду преступления «Хулиганство», совершенное группой лиц, предусмотрено лишь одно наказание в виде лишения свободы 3-категории от 5 до 7,5 лет.

В результате такой «гуманизации» судьи вынуждены лишать свободы в основном, ранее не судимых, молодых парней, студентов.

В этой связи, в предлагаемой новой редакции Уголовного кодекса с учетом правоприменительной практики, были снижены размеры и сроки наказаний за отдельные виды преступлений.

В проекте новой редакции Уголовного кодекса такие наказания как лишение свободы и штраф указаны в конкретных сроках и размерах, а не в категориях.

Кроме того, согласно статистических данных за 2020 год по 1343 уголовным делам были назначены наказания в виде лишения свободы с дополнительным наказанием в виде штрафа на сумму 113 млн 628,6 тыс. сомов, из которых осужденными было уплачено лишь 9,2 млн сомов. Взыскание остальных 92% штрафов является заведомо невыполнимым, так как у осужденных, которые к тому же находятся в местах лишения свободы, отсутствует финансовая возможность и мотивация по оплате от 100 до 260 тысяч сомов в качестве штрафов.

Более того, назначение двух видов наказания за одно и то же преступление противоречит принципу справедливости наказания о недопустимости повторного привлечения к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

В этой связи, наказание в виде штрафа исключены из категории дополнительных видов наказания.

Также, в целях реальной гуманизации наказаний в проекте Уголовного кодекса предусматривается применение пробационного надзора по тяжким преступлениям, а также введения отсрочки отбывания наказания осужденным, имеющим малолетних детей

При применении действующих уголовного и уголовно-процессуального кодексе следственными и судебными органами была обнаружена коллизия нормы, регулирующей основания и порядок прекращения уголовного дела за примирением сторон.

Так, согласно статьи 61 УК лицо, совершившее любое менее тяжкое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности за примирением сторон. Однако, в части 3 статьи 23 УПК указаны лишь отдельные виды менее тяжких преступлений, которые могут быть прекращены за примирением сторон.

В результате указанного противоречия следственные и судебные органы не могли прекращать уголовные дела по таким преступлениям как причинение тяжкого вреда по неосторожности, присвоение или растрата вверенного имущества, мошенничество и т.д., которые также относятся к категории менее тяжких преступлений.

В целях устранения вышеуказанной коллизии в проекте Уголовного кодекса четко указано, что лицо, совершившее преступление небольшой тяжести и (или) менее тяжкое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и возместило причиненный вред.

Согласно действующему Уголовному кодексу конфискация имущества и выдворение включены в иные принудительные меры уголовно-правового воздействия и могут применяться по любому преступлению.

Однако, на практике оказалось, что для конфискации имущества, приобретенного незаконным путем, необходима дополнительная квалификация по статье «Легализация незаконно добытого имущества» или «Незаконное обогащение», что практически невыполнимо из-за отсутствия механизмов добычи доказательств.

В этой связи, в проекте Уголовного кодекса «конфискация имущества» и «выдворение» предусмотрены в качестве дополнительных видов наказаний и включены в санкции отдельных статей.

Также следует отметить коррупционные риски, заложенные в статье 74 УК, предусматривающую назначение наказание при совокупности смягчающих наказаний.

При наличии смягчающих обстоятельств таких как возмещение ущерба, отсутствие претензий потерпевшего и т.д. суд может назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи. Причем низший предел установлен одинаковым для всех преступлений.

Проведенный анализ судебной практики по таким делам показал, что отдельные судьи применяют указанную статью выборочно, без указания конкретных смягчающих обстоятельств, в результате чего, отдельные преступники необоснованно освобождаются от длительных сроков лишения свободы.

Учитывая негативную судебную практику в проекте Уголовного кодекса при совокупности смягчающих обстоятельств предусмотрено, что минимальный срок или размер этого же наказания не может быть меньше чем половина минимального срока наказания, предусмотренного статьей по которой лицо признано виновным.

При осуществлении практики по принудительным мерам уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц у правоохранительных органов возникли трудности по привлечению юридических лиц за преступления, совершенные их сотрудниками.

К примеру, при выявлении нарушения правил охраны и использования недр на производственном предприятии, произошедшего из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей ответственными должностными лицами, наряду с конкретными физическим лицами, необходимо применять меры и в отношении юридических лиц, которые могут быть ликвидированы, а их имущество конфисковано.

При этом, права владельцев или соучредителей предприятия, в том числе право на неприкосновенность частной собственности, не принимается во внимание.

В этой связи, в проекте была исключена глава, предусматривающая принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.

Новую версию Уголовного кодекса можно скачать по ссылке.

Комментарии

Оставить комментарий