В мире тишины. История маленького Айдина

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Маленькому Айдину в 3 года поставили диагноз сенсоневральная тугоухость 3-4 степени справа и глухота слева. Сейчас мальчику 7 лет, он обучается в специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих детей в Бишкеке. Мама мальчика Наргиза Топонова поделилась историей своего ребенка, рассказала о его жизни, особенностях обучения и его адаптации в окружающем мире.

- Наргиза, поделитесь, пожалуйста, своей историей, расскажите об Айдине

- Мы с семьей живем в селе Люксембург. Мне 37 лет, работаю в колледже уже 17 лет в браке, с мужем воспитываем 4 детей: старшему сыну 16 лет, затем идет Айдин, которому 7 лет, младшему сыну 5 лет и дочке 2 года. То, что Айдин не слышит, мы узнали не сразу, потому что в младенчестве он был очень спокойным, все время спал. В 2 года пошел в обычный детский сад. К этому времени он произносил несколько слов. Когда ему исполнилось 3 года, меня вызвали в детсад и сказали, что мой ребенок не слышит. Я была очень возмущена. Как же так, ведь ни у меня, ни у мужа в семьях никогда не было таких заболеваний. В тот же день мы записались на диагностику слуха в Бишкеке и после получасового обследования нам вынесли диагноз: сенсоневральная тугоухость 3-4 степени справа и глухота слева. В тот момент я впала просто в шок. Для меня это стало полной неожиданностью и сильным ударом. Я долгое время пребывала в состоянии растерянности и недопонимания всего, что происходит. И только лишь когда мой ребенок пошел в спецсадик для неслышащих детей, и там я увидела таких же деток, как мой Айдин, только тогда меня отпустило. Я поняла, что мой ребенок не один такой, что жизнь продолжается и все у него будет хорошо. К тому же врачи успокаивали, говоря, что мой ребенок вылечится, главное – не запускать лечение. Он будет лучше слышать, повзрослев, лучше адаптируется в этом мире.

Сейчас Айдин ходит в спецшколу-интернат для глухих детей в Бишкеке. За 5 месяцев его обучения в школе я увидела большие сдвиги. Он научился читать, писать по дактилю, за что большое спасибо его учителю.

- А как вы общаетесь с ребенком в семье? На каком языке?

- Дома разговариваем на 2 языках, но обучение проходит на русском. Айдин очень умный мальчик, он понимает все, что мы говорим. Но трудность в том, что он не может объяснить все, что он хочет, и это его очень раздражает. При общении с родственниками он больше жестикулирует.

- Столкнулся ли ваш ребенок с какими-то трудностями? Как общается со своими сверстниками?

- Знаете, было больно видеть, когда он выходил во двор и дети дразнили его, не понимая его бессвязную речь. Он очень расстраивался, и от этого было еще больнее. Конечно, не все окружающие относятся с пониманием и терпением. Но сейчас во дворе соседи и дети привыкли к его особенностям. И даже пытаются ему что-то объяснить и чем-то помочь.

- В нашей стране разработали приложение «Дилгирим» на кыргызском и русском языках. Насколько мне известно, вы в данное время занимаетесь по нему. Расскажите, насколько оно оказалось простым и удобным для использования вашим ребенком?

- Да, о данном приложении нам рассказала учитель в школе. Мы сразу его скачали. Оно оказалось очень удобным, так как по нему можно заниматься везде, даже не требуется наличие интернета. Утром, когда мы едем в школу, Айдин открывает это приложение и самостоятельно занимается по нему. У него много плюсов: в приложении идет разбор именно тех тем, которые нам встречаются в повседневной жизни, к примеру, игрушки, животные, школа и т.д. Также задания по каждой теме преподнесены в игровой форме, что ребенку очень нравится. Еще одним положительным моментом является то, что оно разработано на двух языках.

- То есть вы считаете приложение актуальным для детей с нарушением слуха?

- Да, и особенно для таких деток, как мой сын, который только начал изучать дактили. Это приложение хорошо помогает тренировать память. В дальнейшем бы хотелось, чтобы появились еще подобные приложения уже с другими темами для того, чтобы пополнять словарный запас и развивать речь. Потому что эффективность данного приложения мы почувствовали на себе.

- Спасибо, Наргиза, за беседу, желаем вам здоровья и удачи!

- Спасибо и вам! Я также благодарна разработчикам приложения и учителям, благодаря им у наших детей все будет хорошо!

Справка:

В Кыргызстане разработано двуязычное приложение «Дилгирим», которое доступно для скачивания на Google Play и App Store. Оно представляет из себя картинное пособие по развитию речи для 1 класса. Приложение разработано Общественным фондом «Technoland» при поддержке ПРООН в КР и является продолжением проекта «Вовлечение детей с нарушением слуха к системам цифрового обучения», реализованного по программе «Вызов открытым инновациям Inno4KG».

Комментарии

Оставить комментарий