ИАЦ «Кабар»: Годовщина событий августа 2019 года: оценки и анализ произошедшего

Аналитика 0

Прошёл год со дня беспокойных событий в Кыргызстане. Напомним о том, что 7 августа 2019 года в селе Кой-Таш была проведена спецоперация по нейтрализации деструктивных действий бывшего президента КР Алмазбека Атамбаева.

В итоге в рамках событий 7-8 августа в селе Кой-Таш в отношении соратников бывшего президента Алмазбека Атамбаева возбуждено 8 уголовных дел. Об этом на пресс-конференции в агентстве «Кабар» сообщал генеральный прокурор Кыргызстана Откурбек Джамшитов. Он отмечал, что в частности дела возбуждены по массовым беспорядкам, убийству, захвату заложников, четыре дела - по попытке убийства и хулиганству. Генпрокурор рассказал, что была создана межведомственная комиссия из числа следователей. По его словам, по захвату заложников и массовым беспорядкам были задержаны Фарид Ниязов, Алга Кылычев, Амантур Джамгырчиев и М.Шаменов. Постановлением суда они были заключены под стражу до 8 октября 2019 года. В том числе, как пояснил Джамшитов, Атамбаев подозревается в использовании оружия, организации массовых беспорядках, препятствии следствию, захвате заложников, убийстве 1 человека и попытке убийства. 7 августа вечером в Кой-Таше в доме бывшего президента Алмазбека Атамбаева во время его принудительного привода в следственные органы по делу А.Батукаева, произошло столкновение силовиков и собравшихся сторонников бывшего президента. В результате погиб замруководителя спецподразделения ГКНБ «Альфа» Усен Ниязбеков и более 40 человек получили ранения.

Как отметил постоянный эксперт ИАЦ «Кабар» Евгений Донченко, «случившееся сложно объяснить, дать логическую оценку. Это был шок, причём для всех. Сообщество, как региональное, так и международное уже привыкло к тому, что Кыргызстан преодолел все свои кризисы и начал поступательно развиваться, как цивилизованная страна. Сам же Атамбаев в своё время не раз об этом говорил и заложил основу для парламентаризма, для мирной передачи власти, для демократических преобразований. Сам и попрал все свои же нормы, правила. А главное он попрал конституционные принципы и законы. У меня нет логического объяснения. Что могло двигать Атамбаевым, а главное на что он рассчитывал? Народ пережил нелёгкие испытания, которые начались с 2000-х годов. Люди устали от революций и тех потрясений, которые они несли после себя. Особенно граждане Кыргызстана хорошо запомнили исторический урок 2010 года, и возвращаться в те смутные времена не хотели. Любые деструктивные действия сейчас воспринимаются, как прямая угроза личной безопасности. Кыргызстан после того, как Сооронбай Жээнбеков возглавил республику, стал развиваться во всех ключевых направлениях. Население видело изменения и реальную работу, которая особенно началась в регионах страны. Поэтому события августа 2019 года, это личное фиаско Алмазбека Атамбаева. Его имидж навсегда испачкан и вряд ли теперь кто-то будет вспоминать о нём, как о демократическом лидере».

Стоит заметить, что 8 августа, правоохранительные органы задержали Атамбаева в его доме в селе Кой-Таш, он был водворен в СИЗО ГКНБ. По фактам беспорядков в Кой-Таше, убитого спецназовца и пострадавших правоохранителей было начато судебное производство. Ещё раз напомним, 7 августа 2019 года была проведена специальная операция по задержанию бывшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в селе Кой-Таш, что находится близ Бишкека. В доме экс-главы республики произошла стрельба. В результате, по информации кыргызстанского минздрава, в больницы города Бишкека и Чуйскую областную объединенную больницу поступили 45 пострадавших с различными травмами. 8 августа на заседании Совета безопасности страны Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков заявил о том, что Алмазбек Атамбаев грубо попрал Конституцию и законы КР, оказав жесткое вооруженное сопротивление проведению следственных мероприятий в рамках закона.

В тот же день Алмазбек Атамбаев был задержан сотрудниками правоохранительных органов. 9 августа Алмазбеку Атамбаеву избрали меру пресечения – его взяли под стражу. В селе Кой-Таш в доме экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева изъяты различные виды огнестрельного оружия и боеприпасы. Чуть позже депутатами Жогорку Кенеша была создана специальная депутатская комиссия по изучению озвученных обвинений в отношении Алмазбека Атамбаева. По итогам ее работы, было решено предъявить обвинение экс-президенту Кыргызстана по шести эпизодам. 27 июня этого года Жогорку Кенеш принял решение о снятии неприкосновенности с Алмазбека Атамбаева.

«Начатые и продолжающиеся до сих пор судебные процессы в отношении Атамбаева и его сообщников тоже не оказывают Кыргызстану добрую услугу. Любые политические судебные процессы внутри той или иной страны негативно отражаются на международном имидже государства. Но, тем не менее, это необходимая и единственно верная практика. Совершены ряд тяжких преступлений и нарушители должны нести ответственность. Показательно то, что законы стали работать для всех одинаково, будь ты обыкновенный гражданин, или бывший руководитель государства. В прошлые годы о таком в Кыргызстане можно было только мечтать. Сооронбай Жээнбеков проявил в очередной раз политическую решимость и волю. Лидер должен беспокоиться о безопасности своего государства и людей, которые в нём живут. Важно извлечь из этого очередной урок и не допустить подобного впредь», - отметил эксперт.

Стоит добавить и напомнить о том, что спецкомиссия по расследованию августовских событий 2019 года назвала несколько причин:

1) противоправные действия Атамбаева А.Ш., выразившиеся в публичном игнорировании требований Конституции Кыргызской Республики о равенстве всех перед законом Кыргызской Республики и уголовно-процессуального законодательства об осуществлении досудебного производства;

2) намеренное введение в заблуждение Атамбаевым А.Ш. и его сторонниками населения о «незаконности» лишения статуса экс-президента и вызова его в органы следствия в качестве свидетеля для дачи показаний до вынесения Конституционной палатой Верховного суда Кыргызской Республики решения по их обращению, которое не приостанавливало осуществление досудебного производства;

3) ведение Атамбаевым А.Ш. и его сторонниками информационной кампании по созданию негативного общественного мнения и подрыву авторитета, имиджа и доверия к органам государственной власти;

4) предвзятое и однобокое освещение событий исключительно с позиции Атамбаева А.Ш. и его сторонников через подконтрольные СМИ, заказные материалы в известных печатных изданиях и на интернет-ресурсах, а также нагнетание напряженности в стране публикациями и комментариями через многочисленные фейковые аккаунты (тролли) в социальных сетях, направленными на разжигание межрегиональной вражды;

5) оказание моральной и материальной поддержки отдельными политическими и общественными деятелями, а также бывшими высокопоставленными должностными лицами противоправным действиям Атамбаева А.Ш. и его сторонников путем участия в митингах, пресс- конференциях и других мероприятиях, а также oрганизации питания и других условий для привлечения и содержания людских ресурсов в доме Атамбаева А.Ш., преднамеренное создание видимости наличия протестного потенциала в с. Кой-Таш и искусственное разжигание межрегиональной розни;

6) недостаточная работа Правительства Кыргызской Республики по организации координации действий силовых структур и обеспечению объективной информацией населения по событиям 7 и 8 августа 2019 года;

7) низкий уровень координационного взаимодействия между руководителями подразделений ГКНБ и МВД в ходе обострения ситуации при осуществлении принудительного привода Атамбаева А.Ш. 7 августа 2019 года;

8) недостаточная работа местных органов власти по осуществлению своих полномочий в сфере обеспечения правопорядка и безопасности на соответствующей территории.

В итоге спецкомиссия пришла к выводу, что Алмазбек Атамбаев пытался насильственно захватить власть в стране, организовать беспорядки, мародерство, введя заблуждение в обществе.

Таким образом, ответственность за события 7 и 8 августа 2019 года в с. Кой-Таш целиком и полностью лежит на Атамбаеве и его сторонниках, планировавших вооруженный отпор законным действиям сотрудников правоохранительных органов и последующий насильственный захват власти.

Кроме того, считается, что действия ГКНБ и МВД по осуществлению принудительного привода и последующего задержания Атамбаева, несмотря на допущенные ошибки и просчеты, были основанными на нормах Конституции КР, действующего Уголовно-процессуального кодекса КР и законодательства КР.

Есть страницы в истории, о которых хотелось бы забыть, но, тем не менее, они были написаны, прожиты. Важно, какие уроки извлечены из этих страниц, важно правильно отреагировать на всё это и помнить, что государство и народ, это не средство для деструктивных действий, это не марионетки. Люди, это основа государства, которые заслуживают лучшей жизни, спокойной, плодотворной, конструктивной. Президент Сооронбай Жээнбеков пытается создать сильное, новое государство, новую ментальность и общественное сознание в социальной среде. Важно, нет, просто необходимо его в этом поддержать.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий