К.Боконбаев: Тенгрианство как мироощущение

Аналитика 0

Ключевой проблемой современности стала глобализация. Не вдаваясь во все её положительные и негативные последствия, отмечу: глобализация – это, прежде всего, захват глобальными игроками (транснациональными компаниями) стремительно истощающихся природных ресурсов. Это очевидно и об этом предупреждал ещё три столетия тому назад, в 1798 году известнейший английский экономист Томас Роберт Мальтус. В соответствии с его расчетами численность людей Земли растет в геометрической прогрессии (по экспоненте), а продуктов питания - в арифметической. Этот его вывод был подтвержден многолетними (с 1970 годов по настоящее время) блестящими исследованиями ученых «Римского клуба». Основной вывод их исследований: если кардинально не будет изменена экономическая, политическая, в конечном счете, морально-нравственная парадигма – апокалипсис неизбежен.

Борьба за природные ресурсы: землю, воду, полезные ископаемые (ценные металлы, нефть, газ) – причина всех мировых и локальных войн. В сложившейся ситуации страны, народы, особенно малые, бедные и развивающиеся, ищут выход в саморазвитии за счет использования самими своих природных ресурсов, а базовым условием для достижения этой цели является самоидентификация этноса, народа, нации. Другими словами они определяются «кто мы были вчера, кто мы сегодня, что будет с нами завтра». Процесс самоидентификации осуществляется и посредством реанимации лучших (иногда, к сожалению, худших) вековых традиций, обычаев, воззрений, в целом культуры.

В нашей республике растет число приверженцев тенгрианства, требующих его официальной регистрации как религии, чего, на мой взгляд, не следует делать по ряду причин. В частности потому, что уже обозначилось противоборство между ними и сторонниками традиционных религий. Нашему обществу, и без этого находящемуся в броуновском движении, эта головная боль нужна?

Странное существо человек. Почему Он - единственное земное существо, наделенное могучим интеллектом, периодически впадает в мракобесие религиозного и иного фанатизма? В этом контексте не могу удержаться, чтобы не процитировать фрагмент из максимы великого философа, гуманиста И. Канта: «Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить. ...».

Я, Ваш покорный слуга, предложил излагаемую ниже гипотезу возникновения тенгрианства и его символов. Вероятно, тенгрианство, как мироощущение, родилось у первобытного человека, когда он смог поднять голову и увидеть небо и звезды на нем. Поклонение синему небу как вместилищу и источнику всего, предшествовал культ Солнца, который фиксируется в древнейших петроглифах, рисунках, мифологиях на всех населенных человеком континентах. С восходом Солнца у первобытного человека исчезали ночные страхи, а физический дискомфорт - холод, сырость - сменялись теплом Солнца, при свете которого можно найти пропитание и вовремя обнаружить опасность. Боязнь темноты, ночи сохраняется в генетической памяти и у современного человека.

Особый интерес представляет изображение Солнца в виде равноконечного креста (свастики), в отличие от не равноконечного – символа христианства. Интерпретаций символики креста множество, но большинство исследователей полагает, что изначально он символизировал Солнце. Почему именно равноконечный крест? При определенных атмосферных условиях и положении Солнца, особенно при его восходе и заходе, можно видеть исходящие из него лучи в виде креста.

Солнечный крест на долинами.

Солнечный крест над морем

Оптический крест Сириуса

Простой равноконечный крест или крест в круге – наиболее распространенная тамга (знак) у кыргызов на всем протяжении их более чем двухтысячелетней истории. Он был и остается тамгой рода, племени, они ими метят скот. Стилизованные изображения креста широко используются для украшения предметов быта. Например, шырдаки (ковры), которые можно увидеть в доме каждого кыргыза, сплошь покрыты узором из стилизованных крестов.

Итак, равноконечный крест – символ Солнца. Каким же образом у тенгрианцев он трансформировался в символ Вечного Синего Неба? Что видели древние люди? Солнце восходит и заходит, т.е. рождается и умирает; Луна и звезды рождаются на небе ночью, днем - умирают. Вечно только небо и все светила живут на нем. Значит Небо – хозяин, бог.

Для тенгрианцев характерно обожествление всей природы: неба (главного бога), земли, воды. Древние признавали животных своими собратьями, высоко ценили их уникальные качества, которыми не обладали сами, и потому некоторых из них выбирали своими тотемами, считали, что произошли от них. Например, племена Бёёрю (волк), Бугу (благородный олень), Кара Багыш, Сары Багыш (черный, желтый лось), Жоору (гриф) и другие. С тенгрианством, в основных постулатах, совпадает и традиционная религия Японии – синтоизм (синто - «путь богов»). Основа синто - обожествление природных сил, явлений и поклонение им. Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто мир - единая естественная среда, где, люди и души умерших живут рядом. Синто, как и у тенгрианцев, включает тотенизм. Японцы, как и кыргызы, почитают и поклоняются духам умерших предков (арбакам) и просят у них помощи, защиты.

Одним из величайших реформаторов всех времен и народов был Аменхоте́п IV-фараон, правивший древним Египтом около 14 веков тому назад, приблизительно около в 1353 (или 1351) - 1336 (1334) годах до н. э., муж знаменитой Нефертити. Он первым в известной нам истории осуществил глубокую мировоззренческую, религиозную реформу: от многобожия к монотеизму, провозгласив Солнце (Атон) Единым Богом. Символом Единственного Бога Аменхотеп IV выбрал Солнечный диск, предельно ясный и простой. Кстати, обратите внимание на изображения святых на христианских иконах и картинах. У всех за головой изображен ореол святости в виде светящегося диска - Солнца. Также и древний праздник масленица у русских, когда пекутся золотистые блины – есть ритуал, посвященный Солнцу – Яриле. А вот известная историкам-египтологам знаменитая Молитва Аменхотепа IV:

«Отче Наш, неведомый но сущий,

// Да святится имя нам Твое,

// Пусть придёт Закон Твой, свет дающий,

//Миру звёзд, и в наше бытие,

// В этот день ты накорми нас хлебом,

// И прости нам смертные долги,

// Как и мы прощаем перед Небом,

// От соблазна и от зла обереги».

Столицу государства из Фив он перенес в новый, построенный им, город Ахетатон (Горизонт Атона).

Одновременно, царская чета меняет свои имена. Аменхотеп IV стал Эхнатоном (Угодный Атону - Солнцу), а Нефертити – Нефернефруатон. В новой столице он возвел великолепные храмы, посвященные Атону. Если ранее египтяне молились в темноте жреческих храмов, то в новых все было иначе. Они представляли собой большие открытые дворы без крыши и люди могли обратить свои молитвы непосредственно к небу, к самому Богу. Таким способом Эхнатон демонстрировал людям, что между ними и Богом нет посредников в виде жрецов, умело манипулирующих человеческим сознанием. «Вам не нужны священники, говорил Эхнатон, Бог – внутри вас. Есть только один единый Бог, и вы можете обращаться к Богу прямо изнутри самого себя». Бог Солнце изображался в виде равноконечного креста внутри круга - это египетский иероглиф Нут, означающий небо. Совершенно потрясает глубочайшим смыслом символ Бога - Солнца, изображенный на египетских фресках, рисунках: Бог Отец - Солнце протягивает свои благо дающие лучи-руки людям!!! И только через четыре тысячи лет (!) выдающийся немецкий естествоиспытатель Ю́лиус Ма́йер (1814-1878) подытожил абсолютную научную истину в форме афоризма: «Жизнь – произведение солнечного луча».

Между прочим, и к сведению: в настоящее время почти все просвещенные люди Земли, по сути, исповедуют тенгрианство, иначе называемое Экологической этикой – парадигмой жития в гармонии с ее величеством Природой, Вселенной.

И в завершение: повторюсь, я не разделяю требования апологетов тенгрианства - юридического оформления его как национальной религии. В любой религии церковными служителями разрабатываются свои каноны, молитвы, атрибуты, символы и прочее. Следовательно, вольно или невольно, придется образовать тенгрианскую церковь со своими служителями, которые начнут придумывать и навязывать «тенгрианские» молитвы, обряды и прочее. И кто будет придумывать все это, можно узнать? И зачем, если кыргызы будут привержены древним мудрым обычаям, традициям (каада-салт) праотцов и праматерей!!! Все церковники (попы, мулы, пасторы, рабби и прочие) присваивают себе право быть посредниками между богом и людьми, против чего восстал великий Эхнатон и верная его соратница Нефертити. Пусть каждый, разделяющий тенгрианское мироощущение, сам возносит свою молитву вечному Небу и Солнцу.

К.Боконбаев,

Член-корр. НАН КР

специально для ИА "Кабар"

Комментарии

Оставить комментарий