• 84.64
  • 102.7
  • 1.14
  • 0.2

Минобразования планирует повысить безопасность образовательной среды в школах

Общество 0

Бишкек, 11.12.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство образования выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства «О внесении изменений в некоторые решения Правительства КР в целях повышения безопасности образовательной среды в общеобразовательных организациях КР».

Согласно справке обоснования, в стратегических документах развития страны и сектора образования закреплено, что получение качественного образования является основой обеспечения устойчивого развития общества и государства.

С целью разработки механизмов комплексной безопасности образовательной среды в общеобразовательных организациях приказом Министерства образования и науки №1041/1 от 4 августа 2017 года была создана Межведомственная рабочая группа. В группу вошли представители профильных министерств и ведомств.

Актуальность разработки настоящего документа продиктована рядом причин: снижение показателей здоровья учащихся, наличие большого числа коллизий и пробелов в нормативной правовой базе, регулирующей вопросы безопасности образовательной среды, низкая степень реализации установленных норм.

По данным Министерства здравоохранения, в последние годы отмечается тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста, так к окончанию обучения более половины детей имеют какое-либо хроническое заболевание.

По данным ДПЗиГСЭН по состоянию на 2016 год 59% школ расположены в типовых зданиях, 41% в приспособленных зданиях. Этот показатель значительно выше в Баткенской (63% школ), Ошской (50,6% школ), Таласской (55% школ) и Нарынской (47% школ) областях. Не имеют централизованного водоснабжения 25,6% школ, не подключены к централизованной канализационной сети до 82,5% зданий общеобразовательных, центральным отоплением охвачено всего 183 школы республики.

В нарушение действующих санитарных правил учебный процесс в 58 школах организован в 3 смены, в 913 школах отсутствуют спортивные залы, в 61 школе нет спортивной площадки, тогда как в условиях интенсификации образовательного процесса закономерно возрастает роль различных форм физического воспитания.

Материально-техническая база существующих спортивных залов школ не отвечает современным санитарно-гигиеническим требованиям, не проводятся занятия по лечебной гимнастике со школьниками, имеющими ту или иную формы патологии.

Дефицит ученических мест в школах в центральных районах г.Бишкек, приводит к переуплотненности школ и дошкольных образовательных организаций в 1,5-2,5 раза выше установленных нормативов.

Причинами уплотнённости школ и ДОО являются:

- рост внутренней миграции;
- интенсивное строительство многоквартирных жилых домов, особенно в центральной части города;
- недостаточное строительство школ, отставание от потребности в ученических местах;
- не проведение работ по капитальному ремонту и реконструкции школ.

Отсутствие надлежащих условий по обеспечению температурного режима, освещения, водоснабжения, внутренней канализации и организации питания служат причинами роста заболеваемости среди детей.

Ежегодно, в структуре заболеваемости ведущее место занимают болезни органов дыхания, болезни эндокринной системы. Кроме того, у 904 тыс. 12 осмотренных детей в ходе углубленных медицинских осмотров 2016 года выявлено 41 тыс. 726 случаев соматической патологии, нарушение зрения выявлено у 16 тыс. 126 детей, осанки – у 12 тыс. 689 детей, слуха – у 3 тыс. 683 детей, 7 тыс. 509 детей с признаками отставания в физическом развитии.

Нарушение санитарно-противоэпидемического режима, неудовлетворительные условия санитарного просвещения отражаются также на показателях инфекционной заболеваемости среди детей и подростков.

Так, за 2016 год по республике зарегистрировано 12 тыс. 399 случая вирусного гепатита среди детей до 14 лет. Наиболее тревожная ситуация складывается по заболеваемости кишечными инфекциями и паразитозами, так за 2016 год зарегистрировано 26 тыс. 299 случаев среди детей до 14 лет, что обусловлено отсутствием условий для соблюдения личной гигиены и ограниченным доступом к чистой питьевой воде.

Полноценное наблюдение за здоровьем ребенка во время обучения в образовательных учреждениях является одним из основных требований к безопасности образовательного процесса, однако медицинскими кабинетами обеспечены всего 22,5% школ республики.

Кроме того, на основании Указа президента КР от 10 февраля 1994 года № УП-19 «О чрезвычайных мерах по укреплению государственной и финансовой дисциплины» и постановления правительства КР от 30 сентября 1995 года № 404 «Об утверждении примерных типовых штатов учреждений образования» в учреждениях образования не предусмотрены штаты медицинских работников.

В части нормативных требований к условиям образовательной среды, постановлением правительства КР № 201 от 11 апреля 2016 года «Об утверждении актов в области общественного здравоохранения» утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». Однако, как показывает практика, часть вопросов не была урегулирована в данном нормативном правовом акте. К их числу относятся нормы и требования к наружным выгребным туалетам (более 90% общеобразовательных организаций имеют наружные выгребные туалеты), вопросы внутреннего озеленения, допустимые нормы содержания углекислого газа в помещениях, требования к спортивному инвентарю, перевозке обучающихся и т.д. Существует множество пробелов и коллизий между нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу. В качестве примера можно привести разницу требованиям Санитарных правил и нормативов и строительных норм и правил.

Отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопросы информационной и психологической безопасности на уровне общеобразовательных организаций.

Распределение ответственности между различными сторонами, вовлеченными в вопросы обеспечения безопасности образовательной среды, постоянно меняется, в связи, с чем плохо сохраняется преемственность, отсутствие которой ведет к путанице в понимании и реализации различных функций обеспечения безопасности. Нет ясного механизма полномочий, ответственности, финансирования и контроля. Так, в статье 16 Закона «Об общественном здравоохранении» заложены следующие требования безопасности в образовательных организациях: «Дошкольные и другие образовательные организации независимо от организационно-правовых форм должны обеспечивать безопасные условия пребывания, обучения детей, а также организацию их питания в соответствии с нормами и правилами, утвержденными уполномоченным государственным органом КР в области здравоохранения».

Комментарии

Оставить комментарий