ИА "Кабар". Недостатки бишкекских маршруток и их главное достоинство

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Столичные маршрутки уже стали излюбленной темой для обсуждения: она затрагивается и в стенах парламента, и на стенах в социальных сетях, да и внутри самого транспорта нередко услышишь жалобы по этому поводу. Но что бы и кто бы о них не говорил, без них нам не обойтись.

На 1 января 2017 года население Бишкека составило 965,9 тысяч жителей. Если провести условный расчет и предположить, что из общего числа пусть даже пятая часть населения пользуется этим общественным транспортом, то ее число превысит 193 тысяч человек. По данным мэрии, ежедневно на дороги столицы выезжают около 2 700 маршруток, 100-105 троллейбусов и 110-115 автобусов. Суммарное соотношение пассажиров с транспортом будет выглядеть следующим образом: 193 000 : 2 920.

А теперь определим, кто же стоит по правую сторону вышеуказанной пропорции. В числе заядлых ездоков спринтеров и так называемых «сапог» в первую очередь школьники, студенты, пенсионеры ну и, конечно же, рабочий класс со средней зарплатой в 15 тыс сомов. Местом встречи всех четырех поколений по большей части являются салоны на четырех колесах, которые соединяют запад с востоком и север с югом, курсируя по столице.

Если продолжить условные расчеты, то в семье из трех человек, пусть это будут папа, мама и сын-школьник, с месячным бюджетом в 30 тысяч сомов. При действующих тарифах в месяц на оплату за проезд у них будет уходить минимум 1440 сомов, что не сильно ударяет по семейному кошельку. А если рассмотреть семью, в которой более 5 человек из категории ездоков на общественных «Мерсах», то эта сумма может превысить 2400 сомов. Но тут стоит учесть и возможность того, что многие люди вынуждены совершать и пересадки, которые тоже требуют оплаты. При таком раскладе каждая озвученная цифра автоматически увеличивается вдвое или даже втрое, и это уже существенно бьет по семейному бюджету в 30 тысяч сомов с учетом того, его нужно растянуть на оплату коммуналки, кредита, продукты и рабочие обеды, а еще сходить на пару тоев.

Накануне был снова поднят вопрос о повышении тарифов за проезд на 50%, при этом предложение касалось муниципального транспорта, то есть автобусов и троллейбусов. Это было аргументировано тем, что стоимость проезда не соответствует себестоимости содержания парка муниципального транспорта. Так как обслуживанием маршрутных такси занимаются частные компании, то их предложение не касалось, а было сказано лишь о том, что частникам будет вынесена рекомендация о повышении стоимости их сервиса.

Кстати о сервисе, если все-таки тарифы за проезд будут повышены, то за что пассажиры будут платить 15 сомов? Имитацию американских горок по бугристым дорогам новостроек в обкуренном салоне без каких-либо защитных приспособлений и угрозой оказаться придавленным озлобленными незнакомцами, при этом пытаясь успокоиться, вдыхая чей-то трехдневный перегар? Вот что творится там в часы пик, когда армия школьников с тяжеленными ранцами пробивают себе укромное место с размером своей ноги, а голову и туловище вверяют инерционной гравитации, при этом пытаясь не задеть продуктовые авоськи с бьющимся и ломающимся предметами нервных хозяюшек.

Выбора не так уж много: либо на своих двух, либо за 10, а то и 15 раз дороже на такси. Придется платить и терпеть атмосферу пекла, ибо есть угроза остаться совсем ни с чем, будучи лишенном своего статуса школьника, студента или специалиста.

В целом, если посмотреть на всю ситуацию со стороны, то повышение тарифов могло бы быть оправданным лишь в том случае, если сервис общественного транспорта имел право называться сервисом. Вряд ли пассажиры станут возмущаться, переступив порог проветренного салона и имея возможность добраться до конечного пункта, будучи уверенным, что никто не нарушит его личное пространство, пусть даже рельеф его маршрута будет оставлять желать лучшего.

Также не стоит забывать и о безопасности, ведь даже на американских горках принято об этом думать. Согласно последней статистике от ГУОБДД, лишь за 8 месяцев 2017 года в Бишкеке произошло 170 ДТП с участием маршруток, в которых пострадали десятки пассажиров, в их числе были и жертвы.

КНИА «Кабар»
Нуркыз Сабырова

Комментарии

Оставить комментарий