ИАЦ «Кабар». Геополитический ландшафт ЦА: основные факторы безопасности в регионе

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Согласно экспертным прогнозам, 2024 год для стран Центральной Азии будет относительно стабильным в плане региональной безопасности. Однако в контексте международных событий не исключено появление новых потрясений. Возможные экономические и политические кризисы, скорее всего, будут связанны с водными ресурсами, энергетикой и ситуацией в России. Эти вопросы окажутся в центре внимания как стран региона, так и внешних держав.

В рамках круглого стола «Угрозы и риски 2024 года: кто сможет гарантировать стабильность в ЦА в условиях геополитической турбулентности», организованный Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» эксперты по безопасности Кыргызстана обсудили актуальные угрозы и риски для стран Центральной Азии.

По словам политолога Игоря Шестакова, интересы США и их союзников в ЦА, прежде всего, будут направлены на сдерживание России и Китая с главным требованием поддержать антироссийские санкции. Главными внешнеполитическими игроками в ЦА регионе, по мнению политолога, остаются США, Россия и Китай, в меньшей степени Турция

«Свою карту политического влияния в Центральной Азии будет разыгрывать Анкара, однако, анализируя усилия Турции по продвижению в регионе проекта «Великий Туран» для Центральной Азии, можно сказать, что данная концепция является скорее символической, чем реальной. Турецкий фактор на площадке Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» регулярно поднимается на протяжении последних двух лет, когда мы обсуждаем вопросы стратегического партнерства стран Центральной Азии в плане обеспечения региональной безопасности, и какие межгосударственные организации доминируют в развитии обороноспособности и промышленности. И пока на наших экспертных форумах не звучали однозначные заявления, что Турция может определять процессы региональной обороноспособности и играть существенную роль в обеспечения безопасности, тем более, в условиях ее тяжелой экономической ситуации – у нее элементарно недостаточно экономических ресурсов, чтобы стать локомотивом интеграции тюркских государств», - считает Шестаков.

Свою лепту в геополитическую обстановку вносят и военные конфликты в разных частях света. Как сообщил эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев, современная Центральная Азия оказывается в центре внимания из-за нескольких военных конфликтов, влияния глобальных факторов, а также внутриполитических угроз.

«Как известно, в настоящее время имеются несколько военных конфликтов, которые затрагивают страны Центральной Азии – это конфликт между Россией и Украиной, а также между группировкой Хамас и Израилем. На сегодня для нас важнее как разворачивается конфликт на ближнем Востоке, в котором США могут развязать войну против Ирана, в результате чего может начаться полномасштабная война с участием большого количества стран. И в этой суматохе нельзя забывать про опасность со стороны Афганистана, где находятся члены террористических организаций, таких как ИГИЛ, ИДУ, которые могут воспользоваться моментом, имея в своем распоряжении современное вооружение, оставленное США при уходе из Афганистана, чтобы дестабилизировать ситуацию в странах Центральной Азии, где преобладает мусульманское население. В этой связи странам Центральной Азии необходимо четко определиться с вопросами национальной безопасности, учитывая роль ведущих геополитических игроков», - говорит Курамаев.

Он отметил, что у всех стран в регионе заключены договоры о дружбе и добрососедстве с Китаем, при этом страны не состоят в едином военном блоке или объединении. Вместе с тем участие четырех стран ЦА (исключая Туркменистан) в ШОС, стратегически гарантирует политическую поддержку Китая в случае возникновения конфликтной ситуации.

«При этом необходимо отметить, что три страны ЦА – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан состоят в одном военном объединении ОДКБ, которое может обеспечить безопасность в военном направлении. В конце прошлого года, Россия подключила Кыргызстан к совместной противовоздушной обороне России и Белоруссии, что, несомненно, увеличило обороноспособность нашей страны и уверенность в своей безопасности с воздуха. Туркменистан с момента независимости заявил о своем нейтралитете, а Узбекистан надеется на свои силы, при этом рассматривая перспективы и возможности ОДКБ. Исходя из вышеизложенного, можно определенно сделать вывод, что сотрудничество с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества, с Россией в ОДКБ больше отвечает обеспечению системы национальной безопасности стран ЦА и дают основу стабильности в нашем регионе», - считает эксперт.

Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что сотрудничество с ближайшими соседями, в частности, с Китаем и Россией в рамках международных организаций, предоставляет странам Центральной Азии рациональную и надежную основу для обеспечения региональной безопасности. При этом следовало бы учитывать геополитические тренды и действия других глобальных игроков для эффективного реагирования на угрозы и сохранения стабильности в регионе.

Мирлан Киизбаев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий