ИАЦ "Кабар": Не просто игрушки. Как развивается киберспорт в Кыргызстане

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Минувшие выходные запомнились обитателям кыргызского сегмента социальных сетей обсуждениями прошедшего в Кыргызском театре оперы и балета имени А.Малдыбаева турнира по компьютерной игре Dota2. Причем обсуждения проходили достаточно горячо и даже с крепким словцом. Но выяснить хорошо это или плохо – проводить подобные соревнования в театре не удалось, каждый придерживался своей линии. Но однозначно стало ясно - то, что многие люди, особенно те, кому за 30, в целом имеют плохое представление о компьютерных играх, киберспорте и подобных турнирах. Для них это просто игрушки, забава, наркотики для детей. А том, что команды на этом зарабатывают миллионы, и турниры собирают огромную аудиторию, большинство спорящих людей узнали впервые.

Поэтому, чтобы разобраться в том, что же такое киберспорт и как он развивается в Кыргызстане агентству "Кабар" помог президент Федерации компьютерного спорта КР Атеев Руслан.

- Так что же такое киберспорт и как он проявляется в Кыргызстане?

- Киберспорт, он же компьютерный спорт, он же электронный спорт (eSport) - это командные или индивидуальные соревнования на основе видео игр. Простыми словами, это соревнования в компьютерных играх, а игры есть совершенно разные, шутеры (стрелялки), стратегии (логические), симуляторы, карточные игры. С киберспортом в КР все достаточно сложно.

Сегодня киберспорт в Кыргызстане поддерживают только несколько компаний, в то время когда во всем остальном мире все понимают, что это перспективное направление и чем раньше в него влиться, тем проще будет в будущем. Тем не менее, нам уже удалось попасть на Азиатские игры по компьютерному спорту, которые проходили летом 2018 года в Джакарте. Уже больше двух лет мы работаем над тем, чтобы киберспорт обрел официальный статус в нашей стране, и вот в прошлом году мы защищали киберспорт в Комиссии по делам молодежи и спорта и надеемся, что в скором времени нам удастся получить финальное заключение по этому вопросу.

- Существует множество игр, к тому же с каждым годом их становится всё больше и больше. Какие из них самые популярные в качестве киберспортивных дисциплин?

- Самыми популярными дисциплинами являются DOTA 2 и CS:GO, это обусловлено тем, что именно в этих дисциплинах самый крупный призовой фонд, а так же популярностью самих игр. В Кыргызстане крупные турниры пока проводились опять же, только по двум дисциплинам - DOTA 2 и CS:GO.

Турниры по PUBG, League of Legends, Warface и другим играм проходят достаточно редко, с гораздо меньшим количеством участников и меньшим призовым фондом. В этих играх гораздо меньше игроков, они менее популярны. И эти дисциплины пока еще сложно «продать». Ведь если мы говорим о турнирах, которые проходят при поддержке спонсоров, то им интересен результат и больше охват. Вот и получается - зачем поддерживать турнир, на котором будут 100 участников, если лучше поддержать более популярную дисциплину, где будет участвовать 1000 игроков? Но в то же время, PUBG сейчас активно развивается, и возможно, в будущем мы увидим турниры и по этой дисциплине. Так же как и Hearthstone и FIFA, которые ближе к олимпийским дисциплинам. Что касается WOT, то раньше организацией всех крупных турниров выступала сама компания Wargaming, и права на проведения турниров никому не выдавались. Сейчас все немного изменилось, но интерес к игре уже не тот, видимо, поэтому и нет турниров.

- Но как же обстоят дела с поддержкой компьютерного спорта со стороны властей?

- Крайне сложно ответить однозначно. Давайте просто расскажу пару примеров. Сначала не самый хороший. Когда мы регистрировались как организация и бегали с документами, нам нужно было получить подпись чиновника, я, правда, уже не помню какого. Он при просмотре документов увидел, что мы занимаемся развитием киберспорта и сказал: «Будь моя воля, я бы вас расстрелял. Вы детей подсаживаете на компьютеры и они становятся игроманами». Но есть и положительные моменты. Когда у нас решался вопрос об участии игрока на отборочный стадии на Азиатские игры, которые должны были пройти в Гонконге, встал вопрос в получении визы. И как мы поняли, сделать это в короткие сроки было практические невозможно. Тогда мы обратились в Национальный Олимпийский комитет, они в свою очередь обратились в Министерство иностранных дел, которое направило ноту в посольство Китая, и именно благодаря этому, нам удалось получить визы в невероятно короткие сроки и принять участие в самих играх. Как потом поделился с нами охранник посольства, такое впервые происходило в истории Посольства. «Получить визу в Гонконг за два дня, это нереально», - сказал охранник.

Поэтому тут дела обстоят совершенно по-разному. Где-то нас поддерживают и стараются помочь, а где-то не понимают и не особо рады видеть. Но на данном этапе мы сдали все соответствующие документы для признания киберспорта официальным видом спорта в Кыргызстане, и именно это признание даст дальнейший толчок развитию. Это будет огромная помощь, и конечно же помощь все так же будет требоваться в решении визовых вопросов в будущем.

- Как и любой спорт, электронный вид спорта требует определенных инвестиций, будь то мощный компьютер, место для тренировок. Насколько дорого заниматься этим?

- На самом деле это дорого только касательно времени. Ведь, чтобы добиться успехов в киберспорте, нужно уделять колоссальное количество времени тренировкам. Это должен быть основной вид деятельности, этому нужно посвятить жизнь и это очень большой риск. Даже при большом опыте игроков, могут потребоваться месяцы, а то и годы, прежде чем они смогут выиграть турнир с хорошим призовым фондом, который покрыл бы все их нужды. По этому игрокам и нужны спонсоры, что в свою очередь дает возможность тренироваться и не голодать. То есть игрок может быть сконцентрирован только на игре. Так же важным фактором является наличие буткемпа или иными словами игрового дома, где команда может собраться в одной комнате, проводить тренировки и выступать на турнирах. Ведь в командных дисциплинах очень важно общение, важно знать, что твоя команда тебя слышит, есть хорошая связь, без задержек.

- Что необходимо помимо компьютера и наличия на нём игр, что бы стать киберспортсменом?

- В первую очередь нужно здраво оценить свои возможности и навыки. Ведь очень часто бывает так, что ожидание и реальность у игроков не совпадают. Есть игроки, которые считают, что раз они выиграли местный турнир в компьютерном клубе, то теперь смогут и победить весь мир. Прикладывают усилие, вкладывают деньги, но ничего не приходит кроме разочарования и дыры в качестве упущенного времени. В то же время бывают случаи, когда человек играл в свое удовольствие, каждый раз оттачивал мастерство, просто чтобы стать лучшим, затем попал в некий топ лист 100 игроков, и это, конечно же, наводит на мысль - «А может у меня и правда получиться?». Собирают команду, побеждают, их замечают, приглашают в именитые организации. Это всегда индивидуально. Поэтому нужно стараться всегда для себя трезво оценивать все шансы.

Как пример расскажу опять же историю, которая связана с образованием нашей организации. Еще давно, мы, так же, как и все мечтали выиграть турнир и хорошо заработать. Мы зарегистрировались на одном из турниров, подготовились, даже тренировались, выработали тактику. Но, с грохотом проиграли уже на второй игре. И тут мы поняли, что стать киберспортсменами нам уже не суждено, у нас недостаточно опыта, но очень хочется быть в этой киберспортивной теме. Так мы решили организовать свой турнир, что привело нас сюда - мы не киберспортсмены, но мы можем им помогать и развивать это направление в нашей стране.

- Как попасть в команду с мировым именем?

- Нужно, конечно же, себя проявить, чтобы тебя заметили. И нужно понимать, что эти организации нацелены на заработок денег. То есть если вы не выигрывали турниры в прошлом, вас вряд ли возьмут, а если и взяли, но вы не показываете результатов, то долго там не продержаться. А как много можно заработать? Я бы сказал, что много, даже слишком много.

Уже сейчас есть команды, игроки которых зарабатывают так много, что у них теряется смысл побеждать. То есть у него так много денег, что он уже живет, как хочет и не видит особого смысла, чтобы играть и зарабатывать еще больше денег. Это конечно редкость, но такие случаи действительно есть. Ну как пример, есть организация Virtus.Pro, и еще в 2017 году средняя зарплата там была десять тысяч евро в месяц.

Ну а касательно дохода игроков все индивидуально. Есть организации, которые платят зарплату и оставляют все призовые игрокам, но зарабатывают на продаже рекламы. Есть организации, которые делят призовой фонд в каком-то процентном соотношении. То есть везде разные условия, разные контракты.

- Спасибо за беседу!

Стоит напомнить, что на прошедшем турнире в Бишкеке призовой фонд составил 1 млн. сомов, команда победитель забрала 500 тысяч. И развивать это направление в республике важно, потому что мировая общественность уже обратила на киберспорт достаточно большое внимание. Киберспорт войдет в программу летних Азиатских игр 2022 года, также международная федерация киберспорта прилагает все возможные усилия, для того, чтобы включить электронные соревнования в олимпийскую программу.

Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий