• 89.51
  • 97.5
  • 0.97
  • 0.2

ИАЦ "Кабар". Политолог о современных кыргызско-узбекских отношениях

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В этом году отмечается 30-летие современных кыргызско-узбекских отношений. Известно, что дипломатические отношения между двумя новыми суверенными государствами были установлены 16 февраля 1993 года. Установление дипломатических отношений положило начало новому типу отношений между двумя государствами. Однако история дружественных отношений между двумя народами имеет давнюю историю. Вопросу истории кыргызов и узбеков посвящено множество научных книг.

По состоянию на 24 января 2023 года между государствами подписано 213 основополагающих документов, из них 22 документа подписано во время государственного визита президента Садыра Жапарова в Узбекистан в марте 2021 года. Основными документами, заложившими прочные основы дружеских отношений, являются «Договор о вечной дружбе» от 24 декабря 1996 года и «Декларация о стратегическом партнёрстве, дружбе, добрососедстве и укреплении доверия» от 5 октября 2017 года. Эти документы зафиксировали основные принципы двустороннего сотрудничества, а именно – равноправие, взаимное уважение независимости и государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела друг друга, обоюдное стремление к установлению взаимовыгодных партнерских экономических связей, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов.

Достигнуты важные договорённости по урегулированию спорных участков государственной границы и совместному использованию водных ресурсов, разрешение которых было сложно представить еще два-три года назад. Активно работает Кыргызско-Узбекский фонд развития с уставным капиталом 50 млн долл. США, который планируется довести до 200 млн долл.

Обеспечение энергетической безопасности является задачей, представляющей интерес для обеих стран, и является весьма перспективным направлением сотрудничества. В Узбекистане быстрорастущий потребительский рынок, а Кыргызстан обладает большим гидроэнергетическим потенциалом. В этой связи интересна оценка Всемирного банка – за период с 2020 по 2030 годы страны Центральной Азии могут получить экономические выгоды в размере до $6,4 млрд за счет улучшения использования потенциала гидроэнергетики и совместного планирования объемов мощностей в регионе.

Еще одним многообещающим проектом является железнодорожный маршрут Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Интерес к этому маршруту высок во всех странах-участницах грандиозного проекта. Согласно расчетам авторитетного международного ресурса RailFreight, базирующегося в Голландии, данный железнодорожный маршрут серьезно сократит маршрут из Китая в Узбекистан. Железнодорожное сообщение будет связано с Ираном (через Туркменистан) и Турцией и, в конечном счете, с Европой. Маршрут из Китая в Юго-Восточную Европу может сократиться до 900 километров, что равно семи-восьми дням. При этом данный маршрут не является конкурентом маршруту из Китая в Казахстан и далее в Россию или Турцию. Объем грузов настолько большой, что имеющиеся мощности «сухого порта» Хоргос уже не справляются с их обработкой. Некоторые грузы задерживаются до 5-6 месяцев, о чем неоднократно заявляли казахстанские бизнесмены.

Тем временем, 5 июня 2020 года был запущен мультимодальный транспортный коридор по маршруту «Ланчжоу – Кашгар – Иркештам – Ош – Андижан – Ташкент – Мары». Запуск грузовых перевозок по данному маршруту стал возможным благодаря работе по эффективному использованию возможностей коридора «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».

Это некоторые примеры прошлого, настоящего и будущего. Говоря о современных отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном, можно отметить, что основы и направления сотрудничества остаются неизменными, а возможности сотрудничества расширяются, становятся новой реальностью.

Шерадил Бактыгулов,
политолог

Комментарии

Оставить комментарий