Трансформация образовательной среды в Кыргызстане: вызовы и предлагаемые модели решения

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

На протяжении двух лет в Кыргызстане работает проект «Развитие механизмов безопасности школьной образовательной среды в КР» финансируемой Европейским Союзом. Проект реализует Экологическое Движение «БИОМ» и Фонд им. К.Аденауэра в тесном партнерстве с Министерством образовании и науки КР.

Кыргызстан, как и большинство стран мира, выполняет цели устойчивого развития, состоящих из 17 целей. Цель под №4 фиксирует необходимость обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Одним из индикаторов этой цели является создание и совершенствование учебных заведений, учитывающих интересы детей, особые нужды инвалидов и гендерные аспекты, и обеспечение безопасной, свободной от насилия и социальных барьеров и эффективной среды обучения для всех.

Проект «Развитие механизмов безопасности школьной образовательной среды в КР» совместно с Министерством образования и другими партнерами, занялся работой в двух направлениях: выработки нормативных и методических документов по безопасности школьной среды, а также комплексного понимания принципов построения безопасной образовательной среды.

Поскольку такая работа требует участия многих участников, проект оказал поддержку развитию межсекторальных партнерских отношений между Министерством образования, другими министерствами и ведомствами, местными органами власти, неправительственными организациями, гражданским обществом и школами - по формированию механизмов создания безопасной образовательной среды. Процесс разработки проходил при активном вовлечении также общественных советов государственных органов.

Необходимость внимания к безопасности образовательной среды связана, например, с высоким уровнем заболеваемости детей, в том числе - и наличием у них хронических заболеваний, что затрагивает не только отдельные семьи, но и будущее страны в целом. Часто причиной заболеваний является окружающая среда (большая часть школьных зданий была построена в прошлом веке и характеризуется тепловым, световым и шумовым дискомфортом). Свою лепту в повышение заболеваемости вносит и организация учебного процесса, не использующего здоровье сберегающие технологии, а также недостаточные навыки здорового образа жизни (низкая двигательная активность, укороченное время прогулок, чрезмерные зрительные нагрузки, нарушения режима питания и т.д.).

При реализации проекта его участники опирались на результаты международных исследований, в которых выявлены основные критерии, влияющие на благополучие школьников:
- качество образовательной среды влияет на мотивацию школьников к обучению, их здоровье и благополучие;
- улучшение школьной среды обеспечивает снижение насилия, повышает уровень безопасности в школе;
- подтверждена прямая зависимость между «дружественностью» пространства и свободой перемещения, исследования и изучения;
- установлена положительная связь между «персонализацией» пространства и вовлечением в его оформление детей и их самооценкой, мотивацией и поведением, особенно детей начальных классов.

Для достижения целей проекта была разработана стратегия, состоящая из ряда мероприятий, сгруппированных в 3 кластера, охватывающих все регионы Кыргызстана и столицу - Бишкек.

1.Разработка и продвижение национальных стандартов по безопасной образовательной среде в школах Кыргызстана. Постановлением правительства утверждены изменения в нормативные документы, регулирующие вопросы безопасности образовательной среды. Вместе они фактически создают стандарт безопасности для школ страны. В результате формируется новый подход к формированию образовательного пространства в школах с учетом требований безопасности, и закрепляются механизмы ее обеспечения. Более четко определена ответственность Министерства образования и науки, органов местного самоуправления, самих образовательных организаций. Основные нормы стандарта прошли апробацию в 11 пилотных школах. В пилотные мероприятия были вовлечены не только администрация школ, учителя и ученики, но и родители и представители местных органов власти.

2.Наращивание потенциала заинтересованных сторон в области управления и финансового обеспечения безопасной образовательной среды на национальном уровне

3.Разработка механизмов и распространение передового опыта по повышению безопасности образовательной среды в школах страны как через межсекторальное взаимодействие государственных органов, так и через взаимодействие органов самоуправления, школ и их попечительских советов.

Говорит эксперт проекта Михаил Яковлев

«Наш проект охватывал несколько аспектов безопасности образовательной среды – это физическая безопасность, безопасная психологическая и информационная среда, и экологическая безопасность. Проект мы начали с исследования состояний школ по стране и глубокого анализа полученных результатов. В рамках нашего исследования были выявлены определенные нарушения, которые, так или иначе, влияют на безопасность учащихся. Если говорить более детально, то в большинстве школ были острые проблемы по освещению кабинетов. Здесь важно подчеркнуть, что речь идет об освещении помещений, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям. В большинстве школ в южных областях страны наблюдается отсутствие доступа школ к чистой питьевой воде. Также облагораживание территорий школ играют важную роль для восприятия подрастающих детей», - сказал он.

Продолжая тему, М.Яковлев отметил, что в рамках проекта в качестве пилотных было отобрано 11 школ во всех областях республики.

«Во всех этих школах присутствовали вышеуказанные проблемы. В тех школах, где не было доступа к чистой питьевой воде, мы закупили фильтры, практически во всех пилотных школах решили вопрос с правильным освещением. Провели инструктаж по правильному озеленению и облагораживанию школьной территории для администрации и учителей школ», - отметил М.Яковлев

Он также добавил, что в качестве примера брался опыт системы образования Финляндии.

«В Финляндии школы устроены так, что само здание школы и его территория являются дополнительным источником знаний. То есть внутри школы стены являются яркой иллюстрацией тех или иных наук, также обустроена и прилегающая территория. Этот опыт мы постарались внедрить в Орловской средней школе в Кеминском районе Чуйской области. Благо там директор оказался человеком креативного мышления и с радостью согласился на эксперимент. В этой школе наши специалисты с помощью художников разрисовали стены и двери классов. Таким образом, каждая дверь в класс имела свою тематику в зависимости от предмета, который в этом классе преподавался. Школьники это восприняли с огромным удовольствием. Этот инструмент относится к психологической безопасности. Если у ребенка есть все возможности учиться, и плюс к этому окружающая среда благоприятно на него воздействует, то он сможет в полной мере реализовать все свои таланты», - убежден М.Яковлев.

Кроме того, собеседник отметил, что важным аспектом обеспечения безопасности в школе является качественное управление, и в этой связи для совершенствования организационной структуры и управления человеческим потенциалом во всех областях страны проводились семинары по теме «Безопасность образовательной среды в школах Кыргызстана».

«Участникам семинаров был представлен алгоритм проведения самооценки безопасности образовательной среды и процедуры организации деятельности по повышению безопасности в школе. Продемонстрированы позитивные примеры создания безопасной образовательной среды в Кыргызстане, которые основывались на опыте зарубежных практик. Администрации школ, учителя, Попечительские советы школ повысили свой потенциал в вопросах обеспечения безопасной школьной среды. Получили образовательные и информационно-методические материалы. В систему подготовки и переподготовки учителей внедрены обучающие модули по вопросам создания безопасной школьной среды, что обеспечит устойчивость результатов проекта и распространение информации в школах. В перспективе предполагается, что деятельность по созданию безопасной образовательной среды и управлению будет включена в функциональные обязанности администрации школ», - заключил эксперт проекта М. Яковлев.

В свою очередь, заместитель Министра образования и науки КР Надира Джусупбекова, выступая на конференции по вопросам безопасности образовательной среды, заявила, что сфера ответственности Министерства – это формирование политики для обеспечения доступности и качества образования. И что это ключевые характеристики современной системы образования, которым уделяется приоритетное внимание во всех важнейших государственных документах – например, Национальной стратегии развития Кыргызстана на 2018-2040 годы.

Она отметила, что безопасная школа – это школа, имеющая среду, ориентированную на потребности ученика и обеспечивающую минимизацию всех видов рисков.

«Создание такой среды – один из трех основных принципов, которыми руководствуются 25 лучших систем образования мира. Чаще всего выявляются такие параметры безопасности среды, как: физическая безопасность, психологическая и социальная и экологическая безопасность. Создание безопасной образовательной среды является амбициозной задачей. У Кыргызстана есть два фактора, которые позволяют реализовать данные принципы. Первое – на политическом уровне есть четкое понимание приоритетности сферы образования для развития государства. Второе – мировой опыт формирования безопасной обучающейся среды, который может быть использован для нашей страны. Например, финский опыт, как один из самых успешных в мире, тесно связан с изменением представлений об образовательном пространстве. В рамках концепции «Новая школа – школа будущего» - архитектура рассматривается как образовательный инструмент», - отметила она.

В заключении заместитель Министра сообщила, что в Кыргызстане делаются шаги для изменения школьного пространства, которые диктуются современным содержанием образования, изменениями в методах обучения и другим пониманием роли школы в жизни детей. «Особо необходимо отметить, в этой работе координирующую и содержательную работу проекта Европейского Союза «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в Кыргызстане», - заключила Н.Джусупбекова.

ИАЦ «Кабар»
Аман Алымбеков

Комментарии

Оставить комментарий