• 88.81
  • 95.39
  • 0.96
  • 0.2

Духовность произведений Чынгыза Айтматова

Ч.Айтматов 0

Читайте и смотрите нас в

Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?

А.С. Пушкин

Читая строки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, невольно понимаешь, какова цена у гениев. Они не рождаются часто, они редкость в планетарном масштабе, для того, чтобы их яркое свечение не было столь ослепительным для людей. Они дарители уникального. Они творцы нетленного. Они как будто показывают всем, каким потенциалом обладает человеческий организм. Они носители тайной химии, которая сотворила их бытие и умение проявить его с наилучшей стороны. Таким был и останется великий советский, кыргызский писатель Чынгыз Торекулович Айтматов.

В 60-х годах, будучи еще молодым прозаиком, он поведал о своей любви к родному краю, к людям, живущим в горах Тянь-Шаня, окружающих озеро Иссык-Куль. Его мысли в тот период времени дышали молодостью, свежестью, радостью бытия.

Как отмечает литературовед Владимир Трофимов, «уже тогда появляется «дисгармоническая» окрашенность некоторых сюжетных линий, эпизодов, образов холодными оттенками трагического. С особой силой проявилось это в повестях «Материнское поле» и «Прощай, Гульсары!». Ощущение болевого шока читатель испытал в 1970 году от повести «Белый пароход». В 1980 году пронзительно и требовательно взглянул нам в глаза Едигей Жангельдин - главный герой романа «И дольше века длится день».

Едигей Жангельдин - путейный рабочий, проживающий безвыездно 40 лет на полустанке. Этот герой Айтматова стал точкой пересечения всех болевых моментов жизни человека XX века. Едигей прошел сквозь огонь второй мировой войны, был контужен, он не имел своего собственного угла, пока его не пригрел Казангап на степном железнодорожном разъезде. Он пережил тяготы послевоенного времени, которые были пострашнее военных. Испытал горький привкус поздней неразделенной любви. А на старости лет выпало еще одно, может быть, самое мучительное испытание - воспоминания о пережитом, суд памяти. Айтматов вновь выступает конструктором человеческих судеб. Он вновь создаёт глубокий образ. Это свойственно писателю. Айтматов - мастер глубин человеческих душ.

Как рассказывает литературовед, «совесть и память - вот две точки опоры, ведущие человека к вершинам самосовершенствования и саморазвития. Метафоры романа позволяют наполнить его многозначным философским содержанием, сиюминутное сделать вечным. В этом особое искусство, мастерство, своеобразие таланта, но и кропотливый, тяжкий труд художника, все мысли, надежды которого направлены на человека, на мир его души и мыслей».

«Боранлы-Буранный – «маленькое связующее звено в разветвленной, как артерии, системе других разъездов, станций, узлов, городов». Но это и целый мир, в котором протекла жизнь семей Абуталипа, Едигея и его старшего друга Казангапа со своими страстями, тревогами, страданиями, надеждами и постоянным тяжким физическим трудом. Железная дорога связала их с большим миром. Труд души соединил их со всем прошлым, настоящим и будущим человечества. Здесь и события легендарные, и события довоенной молодости Едигея и Казангапа, и сама жизнь героев на полустанке, судьба Абуталипа и его семьи, «подвиги» Каранара и многое другое», - отмечает Трофимов.

Ещё один безусловный дар писателя, это умение передать дух времени. Именно это сближает читателя с героями произведений Чынгыза Айтматова. Дух времени, важнейший аспект в творчестве любого писателя, режиссёра, художника. Без этого умения немыслимо достижение правдоподобности любого творческого начинания.

«Автор тесно переплетает в романе все временные пласты - легенду о любви старого певца с переживаниями страстного Едигея, легенду о манкурте с судьбой Сабитжана и всей планеты, случай с золотым мекре - с жизнью Абуталиповых детей. Каждый предыдущий временной отрезок, имея свой ритм, стиль, неся особую смысловую нагрузку, обладая своим подтекстом и символикой, даёт возможность глубже понять и почувствовать происходящее в последующем промежутке времени, и главное – перенести его на день сегодняшний», - рассказывает литературовед.

Как писал сам Чынгыз Айтматов: «Разум человека» - это живой сгусток истории и эволюции». Эволюция, в свою очередь, играет ключевое значение. Именно она является основополагающим фактором правильного развития. Поэтому по-особенному звучит название романа, взятая строка из стихотворения Бориса Пастернака «Единственные дни».

Как отметил Трофимов, «и дольше века длится день похорон друга Едигея - Казангапа. Движется по Сары-Озекам странная процессия, во главе которой восседает на верблюде старый человек. Вся жизнь его и думы о ней вобрали в себя сложнейшие противоречия времени, эпохи, истории».

Некоторым покажется, что трагизм произведений Айтматова очень труден для восприятия, но вместе с тем, нужно чётко понимать то, что правдивость жизненных ситуаций писатель ставил во главу угла.

«В конце жизни Едигею не в чем себя упрекнуть, в отличие от Танабая Бакасова, несмотря на такой же вспыльчивый и решительный характер. Всегда он был там, где труднее всего. Не бежал от работы, сложных житейских проблем. Ни разу не покривил душой, не отказался от своего слова. Для всех был надежной опорой и поддержкой. Без Едигея немыслим Боранлы-Буранный, который «весь как на духу, открытый всем ветрам на свете», - говорит литературовед.

Примечателен эпизод, которым Чынгыз Айтматов подчеркивает одиночество, затерянность человека в просторах степи и одновременно Земли в звездной бесконечности. После отъезда любимой Едигей вдруг почувствовал полное опустошение, словно жизнь ушла от него: «В полном одиночестве, на коленях посреди Сары-Озеков, он услышал, как движется ветер в степи, посвистывая, взвихриваясь, взметая поземку, и услышал, как падает сверху снег. Каждая снежинка и миллионы снежинок, неслышно шурша, шелестя в трении по воздуху, казалось ему, говорили все о том, что не снести ему бремя разлуки, что нет смысла жить без любимой женщины».

Именно в этом отрывке писатель задевает самую дальнюю и чувственную струну человеческой души.

Как рассказывает Владимир Трофимов, «коленопреклоненная фигура Едигея, отрекающегося от Бога среди снега и ночи, вот символы одиночества человека в мире. «И плыла Земля на кругах своих, омываемая вешними ветрами. Плыла вокруг Солнца и, вращаясь вокруг оси своей, несла на себе в тот час человека, коленопреклоненного на снегу, посреди снежной пустыни... И плыла Земля...» Сочетание холодного равнодушия космоса, природы и страстной, горячей души Едигея несет в себе глубокий философский смысл. Некуда укрыться человеку от бесконечности. Он должен стать равным ей своей истинно человеческой сутью, как смог это сделать Едигей, потому что, как утверждает сам писатель, «человек - центр истории, центр Вселенной. Вокруг него развивается пространство. Это его духовная родина. Родина - и время, в которое мы живем».

Время растворяется и проходит сквозь читателя, который берёт любое произведение великого писателя в свои руки. С помощью книг Чынгыза Айтматова мы способны познать истинное духовное послание последующим поколениям. Именно это преследовал в каждом своём произведении Айтматов. Ценность этого должны сберечь все мы.

Как отмечает литературовед, «каждый раз произведения Айтматова застают читателя и критика врасплох, повергают в сомнения и растерянность яркой публицистичностью, острой социальностью и высоким уровнем художественности, подкрепленным философской глубиной и наполненностью духовным содержанием. В этом суть феномена Айтматова, как писателя. Все его произведения, казалось бы, сотканные из сиюминутных, наиактивнейших моментов нашей жизни. Несут глубинные пласты, заключающие в себе осмысление сложнейших социальных, психологических, общечеловеческих проблем. Его повести, и романы принадлежат не только дню сегодняшнему, но и завтрашнему, так как предвосхищают события истории нашего общества и мира в целом».

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий