• 88.85
  • 94.92
  • 0.96
  • 0.2

ИАЦ «Кабар». Продовольственная безопасность. Какие предприятия обеспечивают кыргызстанцам «сладкую» жизнь

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Кыргызстане свекловичный сахар производят два крупных отечественных предприятия: «Каинды-Кант» в городе Кант и «Кошой» в городе Шопоков. Вместе они покрывают около половины потребности республики в стратегическом продукте. О том, как получают белый сахар из корнеплодов, с какими запасами страна войдет в новый год и какие перспективы развития у свеклосахарной отрасли, читайте в нашем репортаже.

Сбор сахарной свеклы в Кыргызстане близится к концу. Фермеры снимают с полей последние центнеры урожая. Активнее всего эту культуру сеют в Чуйской области с наиболее благоприятным климатом. Также свеклой занимаются фермеры Таласской и Иссык-Кульской областей. В этом году свекловоды засеяли 14 тыс. га, что примерно на 3 тыс. га больше чем в прошлом году, но из-за природных особенностей урожай свеклы в этом году оказался ниже прошлогодних показателей. Тем не менее, из собранного в этом году урожая планируется получить почти 70 тыс. тонн готового продукта. Это чуть менее половины от годовой потребности страны в сахаре, составляющей 150 тыс. тонн.

Переработкой свеклы и производством сахара в Кыргызстане занимаются два крупных завода: «Каинды-Кант» и «Кошой». На втором предприятии 14 ноября прошел день открытых дверей с участием представителей СМИ, для которых приоткрыли завесу тайны сахарного кристалла.

Чемпион среди корнеплодов

В сезон приема и переработки свеклы сахарный завод в городе Шопокове работает бесперебойно 24/7. Каждый день в 8.00 открывается свеклоприемный пункт, куда до 20.00 продолжает «стекаться» сырье. Груженные корнеплодом машины по очереди заезжают на электронные весы. Весь процесс фиксируют камеры. Кроме того, ежегодно от 80 до 120 тыс. тонн свеклы на «Кошой» отправляют по железной дороге из соседнего Канта. В этом сезоне корнеплод у свеклосдатчиков принимают по цене 5,9 тыс. сомов за тонну. 30% фермер может забрать деньгами, 70% – готовым продуктом, который потом реализует сам.

В ведении завсклада Каныбека Толонгутова кагатное поле и три жомовые ямы. Показывая свои «владения», раскинувшиеся на 14 га, специалист рассказывает, что в сезон на поле «вырастают» более 20 кагатов. Кагат – это сложенная на земле для хранения гора корнеплодов, которая уменьшается по мере переработки свеклы. Хранят на поле только здоровые неповрежденные корнеплоды. Чтобы защитить сырье от усушки под прямыми солнечными лучами, его опрыскивают известковым молоком. Свекла с вагонов сразу выгружается в бурачную, откуда поступает на завод.

«Сложности при приемке сахарной свеклы могут создать только погодные условия. Не важно – дождь или снег – процесс идет непрерывно. В начале сезона со всех грузовиков отбирается проба, потом проверку проходит одна из пяти машин. В сырьевой лаборатории анализируются степень загрязненности корнеплода и содержание сахара в свекле», - объясняет Каныбек Толонгутов.

Качеством сырья специалисты в целом довольны – завод закупает семена для фермеров во Франции и Германии. Но чтобы свекла уродилась, важно соблюдать технологию выращивания культуры и севооборот. Опытные свекловоды собирают с гектара до 100 тонн свеклы. А вес одного корнеплода-чемпиона может составить более 15 кг!

Как сироп превращается в сахар

Экскурсию по заводу проводит заведующая сахарным производством Любовь Михайловна Гончаренко. Специалист со стажем работы более 50 лет рассказывает об основных этапах технологического процесса – от очистки и резки корнеплода до фасовки и отправки на склад готового продукта.

Чтобы очистить свеклу от грязи, остатков ботвы и соломы, ее пропускают через камнеловушки и соломоловушки и устраивают холодный душ. Затем помещают в свеклорезки, где она превращается в тонкую стружку.

«Извлечение сахара из свеклы происходит в диффузионном аппарате. Внутрь подается вода, которая «вытягивает» из свекольной стружки сладость. В результате получается диффузионный сок и отход производства – жом. Далее свекловичный сок проходит обработку для удаления несахаров и идет на уваривание в вакуум-аппараты. Конечный этап – кристаллизация сахара. Готовый продукт отправляется на сушку, а после – на фасовку. Согласно нормам, сахар первой категории должен содержать 99,75% сахарозы, а его влажность не должна превышать 0,15%», - отмечает Любовь Гончаренко.

«Кошой» – производство с замкнутым циклом. Здесь есть свое известково-газовое хозяйство, где получают известь и углекислый газ для очистки свекловичного сока от примесей. На территории завода располагается ТЭЦ, которая вырабатывает электроэнергию и пар для обеспечения всего технологического процесса. И собственный токарный цех, где вытачивают детали для оборудования. Воду для нужд завода качают из артезианских скважин, а также из пруда (техническая вода используется для мойки корнеплода).

В период переработки свеклы и производства сахара число сотрудников увеличивается до 580 человек. Но костяк коллектива почти не меняется. В межсезонье благодаря усилиям этих людей на предприятии проводится полный ремонт – сложное высокотехнологичное оборудование требует постоянного внимания и своевременного обслуживания для бесперебойной работы.

Сахарные перспективы

Председатель совета директоров завода «Кошой» Алмазбек Алтыбаев отмечает, что в этом году загруженность обоих сахарных предприятий не превысит 50%. По прогнозам, общий урожай составит 570 тыс. тонн, из которого произведут 65-68 тыс. тонн сахара.

«При правильном севообороте со средней урожайностью 500 центнеров с одного гектара мы могли бы получать с полей чуть более миллиона тонн свеклы, что позволило бы загрузить предприятия на полную мощность и покрыть годовую потребность страны в сахаре. Экономически целесообразнее работать при стопроцентной загруженности, но нехватка сырья не позволяет нам выйти на новые мощности. Чтобы обеспечить заводы сырьем, в Кыргызстане нужно сеять 20-22 тыс. гектаров свеклы», - говорит Алмазбек Алтыбаев.

При этом об отказе от одного из заводов не может быть и речи. Закрытие любого предприятия – это всегда потеря рабочих мести социальная напряженность. Например, благодаря заводу «Кошой» люди получают работу, которая позволяет содержать семьи, завод также обеспечивает город Шопоков чистой артезианской питьевой водой.

И «Кошой», и «Каинды-Кант» являются градообразующими предприятиями. В случае закрытия заводов, города могут просто исчезнуть, потому что их жителям нечем будет заниматься. Кроме того, на повестке дня – вопрос продовольственной безопасности. Государство само должно покрывать свои потребности в продукте первой необходимости, чтобы ни от кого не зависеть.

Поэтому сегодня большие надежды сахарники возлагают на Минсельхоз, совместно с которым разрабатывается стратегия развития отечественной свеклосахарной отрасли. Как отмечают в руководстве заводов, при условии исполнения этого плана Кыргызстан сможет полностью обеспечивать себя «белым песком» собственного производства.

ИАЦ «Кабар»
Мирлан Киизбаев

Комментарии

Оставить комментарий