ИАЦ «Кабар»: Развитие креативной экономики в Кыргызстане: направления и перспективы

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Новые тенденции в мире, коснулись и развития новых веяний в экономике. Креативная экономика или экономика знаний — особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. То есть теперь развитием экономики в стране могут быть новые технологии, творческий процесс и инновационные методы.

«Надо отметить, что развитие креативной экономики, это довольно интересная платформа для развития смежных направлений таких как, творчество, высокие технологии и инновации и многое другое. В мире креативной экономикой довольно успешно заняты ведущие страны мира. Трудно ли будет Кыргызстану осваивать новый вид экономической деятельности, пока совсем рано об этом говорить. Для этого нужно провести анализ реальных возможностей и достаточного количества умеющих, знающих и компетентных лиц, которые смогут проявить себя. Но пробовать стоит. Обязательно следует делать попытки для вывода страны из тени, создавать новый положительный имидж, а также социально-общественный сдвиг в поведенческом сознании», - говорит эксперт института стратегических исследований в области мировой экономики (г. Санкт-Петербург) Руслан Покровский.

Что нужно знать о креативной экономике? Прежде всего, стоит указать на основные характеристики данной сферы. Во-первых, это высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека. Во-вторых, это высокая степень неопределённости. В-третьих, это большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых знаний.

Кроме того, креативная экономика характеризуется с точки зрения креативного подхода, в основе которого лежат проектное мышление, креативное воображение (моделирование), практическая направленность.

«Данная модель довольно взыскательна именно к людям творческой наклонности. Тут больше, скорее, интеллектуальный базис, чем скупые цифры. Перспективность данного вида экономической деятельности высока, но при наличии хорошей платформы, полей деятельности. Взыскательность ещё проявляется в том смысле, что для полномасштабного развития в стране креативной экономики необходимо избегать местечковости. Именно она зачастую мешает осуществить многие проектные задумки», - отмечает эксперт.

Стоит напомнить, понятие «креативная экономика» было введено журналом BusinessWeek в августе 2000 года.

Сегодня лидером в креативной экономике признана Великобритания, которая разработала и продолжает разрабатывать правовую базу, стратегические и политические документы развития национальной экономики через экономическое, культурное и социальное взаимодействие.

Еще недавно говорилось об экономике как об экономике знаний, экономике информационной, сегодня же речь идет об экономике креативной, использующей достижения экономики знаний и основанной, прежде всего на материализации новых идей и замыслов.

«Важно в ближайшее время Кыргызстану и компитентным лицам начать изучение творческой среды в республике. Стоит проанализировать не только количественный фактор, но и качество никто не отменял. Главное найти русло, по которому надо будет двигаться вперёд в направлении развития креативной экономики. Что я имею ввиду? Тут ведь как в классической экономике, стоит найти предложение, без этого трудно рассчитывать на успех завоевание рынка. Но местного это полдела, ведь стоит задуматься и о международном. Только выход на мировой уровень сможет произвести положительный эффект», - сказал Покровский.

В продолжение заданной темы, отдельно отмечаем, министерство экономики выносит на общественное обсуждение проект постановления «Об утверждении Концепции развития креативной экономики в Кыргызской Республике на 2021- 2023 гг.».

Согласно справке обоснования, о необходимости создания благоприятных условий для развития секторов, составляющих креативные индустрии, говорится в Национальной стратегии устойчивого развития на 2018-40 гг., утвержденной Указом Президента КР от 31 октября 2018 года УП № 221.

К креативным индустриям относится издательское дело, ИКТ, включая компьютерные игры, музыка, фото, коммуникации, архитектура, реклама, дизайн и мода, искусство, кино, ювелирное дело и ремесленничество. Кыргызстан обладает значительным потенциалом по развитию этих секторов, однако вклад креативных индустрий в ВВП за последние 5 лет остается на уровне 1% от ВВП и до сих пор большая часть относящегося к креативным индустриям бизнеса находится в тени. Ситуация очевидно должна быть изменена, для чего необходимо оценить потенциальные возможности кыргызского креативного сектора и определить реалистичные пути развития.

«Проблематика лежит в том, что в Кыргызстане очень слабо развит творческий рынок. Тут необходимо задаваться вопросом благосостояния самих граждан. Сможет ли и захочет ли кто-то тратить деньги в массовом понимании на изделия креативной прослойки, которая и будет завоевывать экономическую платформу. Не всё так просто. Креативная экономика и её развитие будет хороша на перспективу, когда Кыргызстан сможет поставить на ноги основные отрасли экономики. Я не отношусь к скептикам, но всегда обращаюсь к здравому смыслу. Чтобы не отбить желание развивать в КР направление креативной экономики, стоит для начала позаботиться о создании необходимых благоприятных условий в стране в целом. Сама идея, само желание развивать новые веяния в экономической среде, всегда похвальны. Надеюсь, что у Кыргызстана всё получится, но ждать какого-то чуда прямо сейчас не стоит», - сказал эксперт.

Концепция подготовлена рабочей группой, созданной приказом Министерства экономики «Об образовании межведомственной рабочей группы по разработке и продвижению проекта Концепции развития креативной экономики» № 14 от 29.07.2020 г., в состав которой вошли уполномоченные представители Министерства экономики, Национального статистического комитета, Министерства культуры, информации и туризма, Государственного комитета информационных технологий и связи, Агентства по продвижению и защите инвестиций и других министерств и ведомств.

Концепция развития креативной экономики на 2021-2023 годы включает в себя анализ вклада креативных индустрий в экономику страны, оценку потенциала креативных индустрий республики, основные проблемы, существующие в данной сфере, факторы, препятствующие развитию креативных индустрий, а также видение развития креативной экономики Кыргызской Республики в среднесрочной перспективе. В концепции сформирован перечень приоритетных направлений, определены основные задачи, которые предстоит решить в рамках каждого приоритета.

Реализация Концепции позволит сформировать основы для развития сектора креативных индустрий как новой отрасли экономики будущего, внесет существенный вклад в социально-экономическое развитие КР, будет иметь положительное воздействие на все группы предпринимателей, особенно женщин, молодежь, лиц с ограниченными возможностями, поможет максимально вовлечь представителей регионов республики в креативную деятельность.

Как говорит Покровский, «всегда приветствовал инициативность. Что нравилось в кыргызской среде, так это огромное желание охватывать всё более новые веяния в любой сфере. Вот и теперь, когда заговорили о развитии креативной экономики в Кыргызской Республике, я вновь переживаю большой подъём. Это говорит о желании искать пути выхода из кризисных ситуаций, а главное желание раскрывать свой собственный, внутренний потенциал. В конце концов, такие инициативы, это опыт, который сможет открыть новые перспективы для сотрудничества, а вместе с тем и произвести некую эволюционную площадку для развития смежных отраслей и направлений в стране».

Проектом постановления также утверждается План по реализации концепции, в котором сведены предлагаемые меры и действия. План определяет этапы реализации Концепции с указанием конкретных мероприятий и ответственных исполнителей, обеспечивает надлежащую координацию между заинтересованными министерствами и ведомствами, бизнес ассоциациями и представителями креативных сфер.

Как отмечала Житка Клоудова (Братиславский юридический институт) в своей работе «Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы», «развитие креативной экономики связано с развитием креативного умения, увеличением количества творчески мыслящих работников и с ростом количества фирм в креативных индустриях. Уровень доходов представителей творческого класса и компаний, входящих в креативный сектор, далеко превышает средний общенациональный уровень. Поддержка развития инновационно-креативного сектора является одним из важнейших шагов в области повышения конкурентоспособности экономик».

Может именно данное направление создаст прецедент культурного расцвета народа Кыргызстана, который спровоцирует и развитие новых тенденций в республике. Народ Кыргызстана имеет огромный потенциал, который не раскрыт и наполовину. Наступают новые времена. Может теперь, эта неподъёмная до селе плита, сдвинется с места. В любом случае становление в КР креативной экономики может придать импульс развития нового вида сознания. А это уже продукт эволюции.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий