Экономика Центральной Азии. Возможные пути развития

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Отношения Кыргызстана со странами центральной Азии крайне важны, ведь с соседями строятся не только экономические и гуманитарные связи, но и логистические звенья и развязки. Так, например, нарушения одно из таких элементов сразу же отражается на множестве факторов. Не так давно президент Жапаров посещал с визитом Туркменистан, где состоялись обсуждения на уровне президентов в ходе 3-й Консультативной встречи Глав государств Центральной Азии. Помимо этого, там же прошел экономический форум стран Центральной Азии, в ходе которого были затронуты экономические нюансы региона.

Форум принял на своей площадке более 150 делегатов из стран Центральной Азии - представителей правительственных кругов, руководителей ключевых министерств и ведомств Туркменистана, Кыргызской Республики, Республики Казахстан, Республики Узбекистан и Республики Таджикистан.

Сообщается, что работа форума была сессионной, были затронуты такие темы как взаимодействие в торгово-экономической и инвестиционной сферах, сотрудничество в энергетической и химической отраслях, а также в области транспорта и логистики. От Кыргызстана принял участие заместитель председателя Кабинета министров Кыргызской Республики – министр экономики и финансов Акылбек Жапаров.

«Выступая в ходе сессии «Торгово-экономический и инвестиционный потенциал стран Центральной Азии», он отметил значимость Форума в качестве платформы для выстраивания эффективных механизмов межстранового сотрудничества, направленного на устойчивое развитие региона. Стремление найти общие подходы, объединить усилия - считаю, что именно в этом заключается основная цель сегодняшнего мероприятия.

В своем выступлении А. Жапаров отметил, что Кыргызская Республика придает особое значение развитию сотрудничества со странами Центральной Азии. На двустороннем уровне и в многостороннем формате наши страны выступают как равноправные и дружественные партнеры, чьи позиции по актуальным вопросам современности близки или совпадают», - говорится в сообщении министерства экономики.

Помимо этого, также было сказано о важности обеспечения устойчивости и предсказуемости региональной торговой системы. Жапаров отметил, что у всех стран должен быть доступ на рынки друг друга, соблюдая принцип стратегического, инвестиционного и торгового партнерства, а также рыночной конкуренции.

Помимо этого, в ходе форума было сказано о том, что регион может стать связующим звеном между Севером и Югом, Западом и Востоком, при этом наращивая свой транспортно-коммуникационный потенциал и возможности выхода к морским портам. Стоит отметить, что с подобным посылом выступил и президент Кыргызстана Садыр Жапаров. Напомним, что в ходе консультационной встречи глав государств поднимался вопрос о строительстве железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Проект альтернативной дороги – важное звено центрально-азиатского участка Евразийской железной дороги. Важно это потому, что центрально-азиатский регион уже сейчас является крупной торгово-транспортной развязкой. Со слов президента Жапарова в будущем регион может стать важнейшим мировым торговым хабом.

«Для региона приоритетное значение имеет дальнейшее расширение международных автомобильных и железных дорог, создание логистических центров и транспортных терминалов. Развитие сухопутных перевозок внутри региона и сокращение связанных с перевозкой расходов повысит конкурентоспособность транспортных коридоров, пролегающих через регион. В Кыргызстане активно развивается дорожно-транспортная инфраструктура, соответствующая международным стандартам и условиям. Ведется строительство новой транзитной автомобильной дороги «Север-Юг», которая станет частью международной транспортной артерии», — подчеркнул Садыр Жапаров.

В ходе экономической встречи было отмечена необходимость развития новых транспортно-логистических коридоров, например, мульти модальные перевозки по маршрутам - порт Бандер-Аббас (Исламская Республика Иран (морской путь)) – и далее по железнодорожному пути через Исламскую Республику Иран - Республику Туркменистан - Республику Узбекистан - Кыргызскую Республику (г.Ош). А. Жапаров предложил рассмотреть возможность совместного развития и использования портов на Каспии.

«Приоритетным направлением сотрудничества было также обозначено интенсивное развитие промышленной кооперации, что позволит использовать взаимоопыляемые преимущества экономик стран региона и формировать непрерывные внутрирегиональные цепочки добавленной стоимости. Отдельное внимание было уделено повышению транспортной взаимосвязанности стран региона, как ключевого фактора устойчивого экономического развития, привлечения инвестиций и стимулирования региональной торговли», - говорится в сообщении министерства.

Помимо этого, стоит отметить, и факт роста объема грузоперевозок среди стран Центральной Азии в момент пандемии. Несмотря на временные трудности с прохождением границ товары поставлялись в большем объеме, что говорит о росте экономических взаимоотношений.

«Рост объема грузоперевозок в Центральной Азии, который наблюдался в 2020 году несмотря на ограничения, вызванные пандемией, свидетельствует о значительных возможностях для дальнейшего расширения международных автомобильных и железных дорог и укрепления транспортно-логистической инфраструктуры. В связи с этим, сторонами было озвучено предложение активизировать взаимодействие по развитию транспортных коридоров, связывающих государства Центральной Азии, повышению эффективности использования транзитного потенциала стран региона, а также гармонизации и цифровизации процедур таможенного оформления товаров», - сообщает министерство экономики.

Такое сотрудничество поможет не только усилить торгово-экономические отношения между странами региона, но и внедрять различные новшества, которые можно будет применять и внутри стран. Помимо этого, некоторые предложенные тенденции идут в ногу с теми приоритетами, которые в настоящий момент применяются внутри стран, например, цифровизация различных процессов. По итогам форума участники обменялись идеями по дальнейшему укреплению сотрудничества в регионе.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий