• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

Жапаров: Экономфорум «ЕС - ЦА» может стать постоянной платформой по консолидации совместных усилий перед вызовами современности

Кабмин 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 05.11.21. /Кабар/. Председатель кабинета министров КР Акылбек Жапаров принял участие в Первом экономическом форуме «Европейский союз – Центральная Азия».

Как сообщает пресс-служба кабмина, в выступлении Акылбека Жапарова говорится:

«Уважаемый Садыр Нургожоевич,
Уважаемые главы правительств и делегаций!
Уважаемый Вице-президент Европейской комиссии, господин Валдис Домбровскис!
Дорогие участники Форума!

Дамы и господа!

Сегодня для меня особая честь приветствовать вас на гостеприимной кыргызской земле, на Первом экономическом форуме «Европейский Союз – Центральная Азия».

Прежде всего хочу поблагодарить наших партнеров, Европейский Союз в лице Вице-президента Европейской комиссии господина Валдиса Домбровскиса за любезное содействие в воплощении в жизнь столь важной инициативы по организации данного Форума.

Я также адресую слова признательности
– Премьер-министру Республики Казахстан, уважаемому Аскару Узакпаевичу Мамину,
– Премьер-министру Республики Узбекистан, уважаемому Абдулле Нигматовичу Арипову,
– уважаемым главам делегаций Туркменистана и Таджикистана за участие в работе данного мероприятия.

Уважаемые коллеги!

К проведению настоящего Форума мы приступаем имея за плечами большой опыт сотрудничества между Европейским Союзом и государствами Центральной Азией, начало которому было положено на заре 90-х годов прошлого века.

Это плодотворное сотрудничество, испытанное временем, каждым годом расширяется, вбирая в себя все новые направления и амбициозные цели.

Отмечу, что основные ориентиры, по которым мы будем двигаться вперед, достаточно четко отражены в принятой в 2019 году новой Стратегии Европейского Союза по Центральной Азии.

В данном документе особое внимание уделяется созданию всеобщего партнерства ЕС со странами Центральной Азии на базе поддержания социально-экономического развития, благоприятного делового климата и содействия межрегиональной торговле и привлечению инвестиций.

И сегодня, начиная вместе с вами работу Первого экономического форума, мы, без преувеличения, выходим на качественно новый уровень экономической кооперации между Европейским Союзом и Центральной Азией.

Актуальности Форуму добавляет тот факт, что он проходит на фоне нарастания глобальных вызовов в мире, таких как – изменение климата, безработица, бедность, нехватка чистой питьевой воды, обострение социального неравенства, отсутствие доступа к образованию и системе здравоохранения, и, конечно, борьба с коронавирусной пандемией.

Уважаемые участники Форума!

Позвольте сказать несколько слов о современной Центральной Азии.

Всем хорошо известно, что страны Центральной Азии обладают значительными природными богатствами, крупными запасами энергетических ресурсов и полезных ископаемых, и самое главное –высококвалифицированной рабочей силой.

За последние десять лет регион последовательно демонстрирует динамичные темпы экономического роста. В 2020 году суммарная доля ВВП стран составило около 290,0 млрд долл. США, а внешнеторговый оборот – более 145,0 млрд долл. США.

В странах региона успешно реализовываются крупные инфраструктурные проекты в сферах промышленности, сельского хозяйства, ирригации, транспортно-логической системы.

Продолжается модернизация важных транспортных артерий – главной составляющей процветания стран региона, не имеющих выхода к морю.

Экономики стран региона за последние годы демонстрировали высокие темпы роста в пределах 5–7 % за исключением 2020 года, когда международная деловая активность резко снизилась вследствие пандемии.

Тем не менее, по прогнозам Всемирного банка, страны Центральной Азии в 2021 году смогут восстановить положительную динамику роста ВВП и нарастить темпы роста в 2022 году.

Важно отметить стабильный рост торгово-экономических и инвестиционных связей между странами Центральной Азии и Европейским союзом, наблюдаемый на протяжении последнего десятилетия

Сегодня Европейский Союз – основной торговый партнер нашего региона, на долю которого приходится около трети его общей внешней торговли (согласно данным, размещенным на сайте Европейской комиссии).

Все это позволяет нам смотреть с оптимизмом в будущее нашего взаимовыгодного сотрудничества, на перспективы дальнейшего углубления экономического взаимодействия.

Для этого имеются все необходимые условия и предпосылки.

Убежден, что через совместные усилия, обмен знаниями и передовыми технологиями, взаимно дополняя друг друга, наши регионы смогут в полной мере реализовать имеющийся экономический потенциал и лучшие примеры взаимовыгодного партнерства во благо наших народов.

Уважаемые коллеги,

Известно, что коронавирус сильно ударил по мировой экономике.

В постпандемийный период, условно говоря, поскольку пандемия все еще продолжается, правительства стран мира намерены стимулировать рост, исправить нанесенный ущерб, отстроиться и создать рабочие места.

В данном контексте ставится ребром ряд важных вопросов.

К примеру, какой будет экономика после восстановления? Будет ли она благоприятствовать промышленным предприятиям или в центре внимания будет окружающая среда?

В этом плане повестка Форума, включающая в себя тематические сессии по таким трендам, как зеленое восстановление и зеленая экономика, цифровизация и улучшение деловой среды, отвечает требованиям нашего времени.

Как мы, в принципе, понимаем эти важные направления в Кыргызстане?

Постараюсь вкратце осветить основные аспекты.

Говоря о зеленом восстановлении, ставшего актуальным в свете изменения глобального климата, хотел бы отметить наличие в Кыргызстане факторов, благоприятствующих как зеленому восстановлению, так и построению в целом зеленой экономики.

Гидроэнергетический потенциал двухсот пятидесяти двух крупных и средних рек в Кыргызстане оценивается в 18,5 млн кВт, более 140 млрд кВтч электроэнергии, из которых на сегодня освоено порядка 10%. Республика занимает третье место из стран – участниц СНГ по этому показателю. Отдельно хочу отметить потенциал возобновляемых источников энергии, который оценивается в 840,2 млн тонн условного топлива в год.

Нами реализуются Климатическая инвестиционная программа и Программа развития «зеленой» экономики на 2019–2023 годы. Мы решительно настроены продолжать работу в этом направлении.

В этом плане для нас очень важны опыт и технологии европейских государств для достижения целей зеленого восстановления.

В целом проблемы с изменением климата и его негативные последствия перестали являться для нас какой-то отдаленной перспективой.

С каждым годом во многих частях мира часто происходят разные стихийные бедствия, такие, как засухи, наводнения, сели, оползни, пожары. Чрезвычайные ситуации не обходят стороной и нашу страну.

Хочу напомнить о ситуации с нашими лединками. Происходящее глобальное потепление, повышение температуры воздуха в режиме ледников, в какой-то мере и промышленное воздействие привели к том, что за последние 30 лет период площадь крупных ледников значительно сократилась.

Уважаемые коллеги!

Будущее мира невозможно представить без цифровизации.

Создание информационно-коммуникационной инфраструктуры считаем важным фактором подъема национальной экономики, развития цифровой экономики, роста деловой и интеллектуальной активности.

Путем цифровизации мы надеемся достичь снижения бюрократии и коррупции в государственных органах, упростить сферу государственных услуг, предоставляемых населению страны, и модернизировать сферу применения платежных систем, доставку товаров.

Убежден, что цифровизация, с ее очевидными преимуществами, создаст хорошие предпосылки для развития малого и среднего предпринимательства.

Реализуется Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019–2023», образовано Министерство цифрового развития, деятельность которого направлена на реализацию государственной политики в сфере цифровизации и электронного управления.

Касаясь улучшения деловой среды, хочу отметить, что мы подходим к этому вопросу комплексно и последовательно.

Так, действует Указ Президента «О защите собственности и поддержке предпринимателей и инвесторов», разрабатываются новые индикаторы эффективности работы фискальных и правоохранительных органов, полным ходом идет подготовка новой редакции Налогового кодекса страны и в целом – новой концепции фискальной политики, развивается институт Бизнес-омбудсмена.

Все перечисленные меры, по нашему убеждению, будут способствовать улучшению бизнес-климата и созданию дополнительных рабочих мест, к чему мы, собственно, стремимся.

Для этого у нас имеется сильная политическая воля на всех уровнях.

Уважаемые участники Форума!

Форум «Европейский союз – Центральная Азия» может стать постоянной платформой экономического взаимодействия в целях консолидации совместных усилий перед вызовами современности.

Предлагаем рассмотреть возможность проведения Форума на ежегодной ротационной основе в столицах стран Центральной Азии и Брюсселе.

В этой связи хотел бы предложить создание Секретариата экономического форума со следующими функциями – это подготовка, проведение ежегодного экономического форума в разных странах Центральной Азии и ЕС, а также мониторинг реализации решений Форума.

В свою очередь мы готовы к размещению Секретариата в Бишкеке.

Уважаемые коллеги!

В заключение позвольте поблагодарить всех за посильный вклад в проведение сегодняшнего мероприятия.

Позвольте пожелать всем участникам Форума успехов и плодотворной работы.

Благодарю всех за внимание!».

Комментарии

Оставить комментарий