В 2019 году административный центр Иссык-Кульской области город Каракол отмечает свой 150-летний юбилей. Празднества по этому поводу городские власти намерены организовать нынешней осенью. Но уже полным ходом идет подготовка к юбилею.
Каракол является четвертым по величине городом Кыргызстана, находится вблизи восточной оконечности озера Иссык-Куль, примерно в 150 км от кыргызско-китайской границы и в 380 км от столицы Бишкека.
Площадь Каракола составляет 48 км2, население приближается к 100 тыс. человек, включая Пристань-Пржевальск. Пополнение населения происходит за счет внутренней миграции, когда жители из сельских местностей области в поисках лучшей жизни, переезжают в города. Они и образовали вокруг прежнего Каракола полосу новых районов и пополнили его население.
Город входит в первую пятерку городов Кыргызстана по численности населения. Считается, что в Караколе жителей не меньше, чем в городе Джалал-Абад, уступая лишь Бишкеку и Ошу.
Назывался Каракол - с1869 по 1889 годы
В 1868 году на месте города было укрепление Аксайское. Основан как Караколь. Позднее было возведено укрепление Каракольское (1879).
Город был заложен 1 июля 1869 года как военно-административный центр на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию штабс-капитаном бароном А.Каульбарсом, которому было дано задание выбрать удобное место для нового города.
23 марта 1889 года по повелению царя Александра III город Каракол был переименован в Пржевальск «для увековечения в Средней Азии памяти Николая Михаиловича Пржевальского», который на пути в своё пятое путешествие умер в Караколе от брюшного тифа. По его желанию он был похоронен на берегу Иссык-Куля.
Назывался Пржевальск с 1889 по 1922 годы
Город имел строгую прямоугольную планировку, каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед своим домом.
До 1887 года строились в основном глинобитные дома. Но после сильного землетрясения 1987 года город застраивался преимущественно деревянными домами с крылечками, украшенными резьбой. Это придавало городу облик среднерусской полосы.
К 1872 году в Караколе было выстроено 132 двора. К 1897 году население составляло 8108 жителей.
Среди городов на территории современного Кыргызстана Каракол был городом сравнительно высокой культуры. Отсюда отправлялись участники многочисленных экспедиций в центральную Азию, это были известные учёные и путешественники.
В 1887 года Я.И.Корольковым в городе была основана первая на территории современного Кыргызстана метеостанция. Первая публичная библиотека открыта Н. М. Барсовым. В 1907 году по инициативе штабс-капитана В. А. Пьяновского был организован конный завод.
С экономической точки зрения город развивался как торговый и административный центр всего Прииссыккулья. В 1894 году 34% всего бюджета города составляли доходы от торговли.
Одновременно стали возникать и промышленные предприятия. К 1914 году в городе и его окрестностях действовало 60 промышленных предприятий, но они в основном были небольшими.
В 1922 году городу было возвращено прежнее название Каракол и назывался он так до 1939 года.
Однако уже 1939 году был вновь переименован в Пржевальск и оставался таким до 1992 года. Это было сделано в честь 100-летия великого русского географии и путешественника Н. М. Пржевальского, который бывал здесь несколько раз и похоронен на берегу озера Иссык-Куль.
В Советские годы недалеко от Пржевальска у села Покровка расположилась советская военно-морская база по испытанию торпедного вооружения.
Современный Каракол
В 1992 году после обретения Кыргызстаном независимости Пржевальск опять был переименован в Каракол.
В настоящее время город является промышленным центром Иссык-Кульской области: В городе успешно работают такие предприятия как
- АО «Иссыккульэлектро» (машиностроение);
- АО «Каракол-Буудай» (переработка зерна),
- АО «Ак-Булак» (переработка молока),
- АО «Сейил» (производство безалкогольных напитков),
- АО «Тоштук» (производство и переработка мяса);
- АО «Темир-Бетон» (производство строительных материалов);
- ОсОО «Айко-Сейко» (лёгкая промышленность).
Правительство страны учредило СЭЗ - свободно-экономическую зону «Каракол».
Из учебных заведений в городе действует: Иссык-Кульский госуниверситет им. Тыныстанова, Институт кооперации им. Алышпаева,
Каракольский филиал Московского института предпринимательства и права, Иссык-Кульский центр юридической академии, Медицинское училище, Педагогическое училище, Музыкальное училище, Кооперативный техникум, а также 15 средних школ, 1 школа-гимназия и 2 школы-лицея.
1 сентября 2013 года открылась новая средняя школа № 15 (в микрорайоне Восход), строительство которой было приостановлено в 1989 году.
Городской краеведческий музей показывает природу Иссык-Кульской области, а также историю, культуру и этнологию местных народов, начиная с бронзового века.
Немного еще про историю города…
В конце 1860-х годов генштаб Туркестанского военного округа царской России отправил на Тянь-Шань молодого штабс-капитана Александра Васильевича Каульбарса с целью выбрать место для будущего городка вместо неудобного в военном отношении Ак-Суйского укрепления вблизи нынешнего Каракола. Кроме того, необходимо было выбрать оптимальный вариант для строительства дороги из Токмака в китайский город Кашгар. Ак-Суйское укрепление произвело унылое впечатление на штабс-капитана. По его словам, даже сами жители сознавали неудачное расположение города по отношению к главным караванным путям. Для поиска более удобного расположения будущего города А.Каульбарс и Чайковский объехали все окрестности, возвышенности, устья рек Джергалан и Каракол, берег Иссык-Куля, опросили местных жителей и пришли к выводу, что таким удобным местом будет правый берег реки Каракол на караванной дороге в 12 км от озера.
Город на караванном пути...
Каракол уже со времени возникновения появился как городок интернациональный. В 1872 году насчитывалось 150 человек, большую часть которых составляли татары и узбеки, выходцы из Ташкента и других городов и сёл Туркестана. Русских было 20 человек – крестьян и мещан, если не считать военных (батальон пехоты, казаки и горная батарея).
К концу 1877 года население городка увеличилось за счёт беженцев-дунган из северо-западного Китая.
В Караколе купцами, в основном татарами, был построен торговый ряд на улицах Караванной и Токтогула, татарская мечеть. В архиве можно встретить имена купцов Вали Ходжи, Каримовых, Фатиха Сулейманова. Многие жители города знают, что здание на пересечении Токтогула-Ленина принадлежало Хамзе Абдувалиеву, деду писателя Чингиза Айтматова по матери.
С 1890 года население начинает увеличиваться за счёт переселенцев с Украины, Поволжья, губерний чернозёмного центра России. В результате число жителей города в 1897 году составляет около 8 000 человек, в 1913 году – уже более 15 тыс. человек. Около трети населения составляли русские, кыргызов было немного – не более 16%.
Чем же жили горожане? В основном население города занималось скотоводством, хлебопашеством занимались немногие, товарное значение имели пчеловодство и садоводство. Значительную часть доходов городка составляла торговля. Из Ташкента и Ферганы везли ткани, сахар, курагу, кишмиш, а из Каракола увозили шерсть, кожу, скот, воск, мёд, зерно.
Первые промышленные предприятия кустарного типа в городке появились в начале семидесятых годов XIX века. Пивоваренный завод Торопкина, основанный в 1882 году – первый завод в Караколе. В 1913 году действовало свыше 60 предприятий: кожевенный, пивоваренный заводы, мыловарни, свечно-сальные и канатные предприятия, лесопилки, мельницы, шерстомойки. Среди общей массы довольно примитивных предприятий выделялся маслобойный завод купца Воротникова, самый крупный в Семиреченской области. Масло реализовывалось в Ташкенте, Фергане, Китае. Каракольская шерстомойка, где работало 100 рабочих, была самой большой в дореволюционном Кыргызстане.
В конце 19 века на каракольских предприятиях появляются механические двигатели, и начинается новый этап в развитии промышленности. В 1910 году промышленность Каракола давала валовой продукции больше, чем в Пишпеке. Растёт количество ремесленников, в 1885 году в Караколе их было 69 человек, а в 1903 – уже 122.
Важным источником дохода для горожан был извоз. О размерах такого промысла можно судить по тому, что для перевозки товаров на Каркаринскую ярмарку, проходившую в одноименной долине в 80 км к востоку от Каракола, привлекалось до 800 подвод. Большое количество подвод требовалось и для перевозки различных грузов за пределами Прииссыккулья.
Можно сказать, что Каракол XIX века – это административный, культурный, промышленный, торговый центр края, несмотря на своё периферийное положение.
В мире снова актуально наследие Великого шелковго пути
Великий шёлковый путь возник в конце II века до н. э. как торговый караванный маршрут из Китая в Европу. С течением времени он разветвлялся и становился каналом для передачи знаний о ремёслах, культуре, религии. Расположенные вдоль маршрута города процветали.
В XXI веке наследие Шёлкового пути снова оказалось актуально. Китай планирует инвестировать миллиарды долларов в программу «Новый шёлковый путь», соединить при помощи сухопутных транспортных коридоров страны Европы и Азии и открыть новые рынки для торговли. Япония же в конце 1990-х запустила несколько исследовательских программ, в том числе Международный стратегический форум "Рост городов и сохранение наследия вдоль Евразийского коридора (Шёлкового пути)".
Чем уникальна архитектура Каракола?
Одной из наиболее сложных проблем культурного наследия является сохранение недвижимых памятников истории и культуры – зримых и вещественных символов духовного опыта прошлого, которые издревле служили сильнейшим средством воспитания самосознания народа. Каракол – один из первых городов в кочевой Средней Азии. Это уникальный город. Сохраняются те атрибуты, которые являются неотъемлемыми составляющими его образа наряду с заснеженными горами на горизонте, русской деревянной церковью и мечетью в китайском стиле.
Уже через год после официального основания Каракола в гостином дворе бойко торговали, было 80 домов и 52 лавки, казармы, построенные из еловых бревён. В 1872 году было дано распоряжение строить дома исключительно из сырцового кирпича. Однако в 1887 году во время Верненского (Алма-Атинского) землетрясения многие дома из сырцового кирпича оказались разрушенными, поэтому горожане вновь начали строить дома из дерева, оштукатуренными срубами, украшенными резными деталями. Сочетание гладких беленых стен, узорных крылец и балконов, пропильной резьбы наличников и подзоров, крашеных филенчатых ставень придает рядовой застройке Каракола особое обаяние. Пожалуй, можно говорить о своеобразном направлении "народного классицизма" в каракольской архитектуре, вполне уникальном в масштабе Центральной Азии.
Любой любознательный путешественник, посещая новый город, непременно идет в старую его часть, чтобы попытаться уловить неповторимый облик города, его особенности. Старые дома являются визитной карточкой населенного пункта. Все, кто был в старых городах, запоминают не современные здания, которые часто нарушают впечатление от города, а старые или даже старинные, которые и являются его базовой основой. Каракол также интересен, прежде всего, старой частью города, именно там пока ещё сохраняется рационально организованная и художественно осмысленная благоприятная среда человеческого обитания, сложившаяся в конце XIX - начале XX вв.
Анализ исторических планов и описаний Каракола и их изучение пока еще достаточно обширных сохранившихся участков старого города позволяют заключить: городская среда устраивалась здесь путем следования нескольким простым градостроительным правилам.
Правило кварталов
Планировка с прямоугольными кварталами предполагала точную постановку зданий по красным линиям улиц; особое значение придавалось угловым домам.
А внутриквартальные территории оставались незастроенными и использовались под сады, огороды, подсобные строения. При сравнительно небольших размерах кварталов так достигалась оптимальная для Каракола того периода плотность застройки, которая обеспечивала как аккуратный облик улиц, так и возможность ведения домашнего хозяйства на своем участке.
Правило подчиненности ландшафту
Это правило уместности, деликатности по отношению к окружающему миру, именно окрестные горы доминируют во всех описаниях Каракола.
Правило тополей
Стройные ряды серебристых тополей вдоль городских улиц – это своеобразные колоннады Каракола, один из самых существенных элементов городского пейзажа, созданный буквально руками самих горожан. Раньше каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед домом, хозяева должны были также заботиться о состоянии своего забора, ворот, участка тротуара и арыка перед домом.
К сожалению, многое из прежнего облика города безвозвратно утеряно, поэтому особую ценность представляют памятники истории и культуры которые уцелели.
Материалы взяты из сайтов: http://save-karakol.tilda.ws/karakolsave
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BB
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий