Необходимо пересмотреть инвестиционную политику Кыргызстана

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Сегодня даже простой обыватель скажет, что без привлечения инвестиций невозможно обеспечить полноценное развитие страны, тем более достижение амбициозных задач.

В любой стране, в первую очередь в Кыргызстане, сфер, нуждающихся в инвестициях много, а необходимых финансовых средств, как правило мало. Следовательно, для инвестиций необходимо выбрать такие направления, которые могут потом дать большой мультипликативный эффект, а это возможно лишь при правильной оценке.

При этом не следует забывать, что в глобальном плане идет ожесточенная борьба за инвестиции, в том числе и прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые в 2021 году составили 1,58 трлн. долларов США, что на 64% больше по сравнению с уровнем 2020 года.

Однако в 2022 году глобальная среда для международного бизнеса и международных инвестиций резко изменилась, и не в лучшую сторону. Война на Украине усугубила сохраняющиеся негативные последствия пандемии - продовольственный, топливный и финансовый кризис во многих странах мира вызвал быстрый рост цен и высокий темп инфляции.

Отсюда, скорее всего, возникшая неопределенность инвестиционной конъюнктуры в мире может оказать в 2023 году значительное давление на уровень поступающих в страну ПИИ. При этом высокий рост инфляции может замедлить рост международных проектных кредитований. Более того, негативные настроения на финансовых рынках и признаки надвигающейся рецессии могут спровоцировать спад ПИИ.

В этих условиях действия Правительства КР по оказанию государственной поддержки инвестиций в инфраструктуру и гидроэнергетику, а также целевых государственных программ по развитию реального сектора абсолютно правильные и могут послужить гарантией для входа в страну долгосрочных международных кредиторов и инвесторов.

Анализ инвестиций в мире за 2021 и 2022 годы наглядно показывают, что инвестиции международных финансовых институтов и ПИИ легче привлекать в сектора, имеющие отношение к Целям устойчивого развития (ЦУР) в развивающихся странах, куда относится и Кыргызстан. Обращает внимание, что инвесторы более охотно идут в такие сферы как возобновляемые источники энергии, инфраструктура, продовольствие и образование. Все эти направления имеют огромный потенциал в Кыргызстане, нужно лишь грамотно поставить работу по привлечению инвестиций на системную основу, что пока нам не удается.

Следует отметить, что инвестиции в проекты производства энергии из возобновляемых источников и повышения энергоэффективности составляют основную часть инвестиций в борьбу с изменением климата. Таким образом, в мире укрепляется тенденция международного проектного финансирования для достижения целей устойчивого развития и предотвращения изменения климата. И мы должны эффективно использовать этот шанс.

На фоне горячих, возможно вполне уместных, парламентских обсуждений по поводу назначения известного кыргызского политика Каныбека Иманалиева министром образования и науки КР, взглянем, как обстоит дело по привлечению прямых иностранных инвестиций в сферу образования. Ведь никому не секрет, что мир в эпоху глобализации смотрит именно в сторону образования, ибо там мозги, наука и новые технологии. Мы давно уже вступили в новую эру, где знания и навыки становятся мировой валютой, поэтому инвестиции в образовательный сектор постоянно растут во всем мире. Правительства рассматривают повышение уровня образования своих граждан как конкурентное преимущество страны на мировой арене. Во многих странах образование становится все большей ценностью для растущего среднего класса. По оценкам экспертов ООН, общие расходы на образование в 2025 году составят 8 трлн долларов США. Ожидается, что расходы на образовательные технологии, стимулируемые прежде всего развитием искусственного интеллекта достигнут 341 млрд долларов к 2025 году. Если в предыдущие 5 лет высокий темп роста в этой сфере показывали США, теперь по темпу роста инвестиций в образование лидируют Китай и Индия.

Радует то, что глава государства и кабинет министров в последние годы в приоритетном порядке обеспечивают финансирование сферы образования в Кыргызстане. По данным Евразийской экономической комиссии, за 2021 год Кыргызстан потратил 6.1% к ВВП на образование. При этом стоит отметить, что расходы государственного бюджета на образование в КР самые большие среди государств - членов ЕАЭС .

28 февраля, выступая в Национальной Академии наук, Председатель Кабинета Министров-Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики Акылбек Жапаров отметил важность наращивания научного потенциала для развития страны: «Я хочу, чтобы такая работа велась системно и настаиваю на широком участии учёных и государственных структур в системном внедрении научного подхода к экономической политике в Кыргызской Республике. У нас эта стратегически важная отрасль состоит из более чем 70 научных организаций, имеет в своем активе порядка 1500 докторов наук, 5500 кандидатов наук». При этом он указал, что потенциал в более чем 230 тысяч студентов вузов не раскрыт полноценно и слабо вовлечён в экономику. Глава Кабмина подчеркнул, что в республике начата работа по возрождению наукоёмких отраслей. «Остро стоит необходимость возрождения энергетической отрасли и машиностроения. Мы хотим снова производить сложные инновационные инженерные изделия, требующие научно-технической базы, которые обеспечат быстрые темпы роста экономики», - сказал он.

Однако, сфера образования и науки в нашей стране, из-за низкой инвестиционной активности, не может генерировать экономический рост. Например, в январе-сентябре 2022 года в КР в сферу образования, по данным нашего статкома, ПИИ поступило всего лишь в обьеме 35 тыс. долларов США, а в сферу профессиональной, научной и технической деятельности- 19,1 млн. долларов США. Этих средств слишком мало, чтобы обеспечить технологический прорыв. Причем большинство экспертов склонны считать, что поступление ПИИ в сферу образования и науки является чуть ли не главным показателем инвестиционной привлекательности страны.

Между тем, международное сообщество, в том числе для достижения ЦУР, готово поддержать наши инициативы в данном направлении. Так, Всемирный банк инициирует проект, направленный на повышение качества образования в высших учебных заведениях Кыргызстана. Планируется выделить 25 млн долларов США, которые пойдут на создание пяти межуниверситетских научных центров. В этих центрах будут проводиться исследовательские работы в важных для государства областях, в том числе экономические проекты. В этой связи необходимо ускорить отбор и утверждение приоритетных национальных проектов, в реализации которых важную роль должны сыграть не только международные кредитные средства, но и прямые иностранные инвестиции, которые являются неотъемлемой частью открытой и эффективно функционирующей экономической системы и главным катализатором развития.

Поскольку задачи, которые нужно решить, очень сложны, ни один отдельно взятый государственный или международный институт не в состоянии должным образом отреагировать на наши потребности, то возникает необходимость по созданию новых механизмов по привлечению и освоению инвестиций в КР.

По данным статкома Кыргызстана объем поступивших прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в январе-сентябре 2022 года в КР составил 958,3 млн. долларов США, а отток 563,5 млн. долларов США. Основная их доля инвестиций пришлась в сферу добычи полезных ископаемых - 432,8 млн. долларов США и в обрабатывающую промышленность - 279,4 млн. долларов США, т.е. мы идем не по пути интенсивного развития, а экстенсивного. Примечательно, что главным инвестором в сфере ПИИ в КР выступает Турция, чьи бизнесмены только за январь-сентябрь 2022 года вложили в нашу страну 321,4 млн. долларов США. Обращает также внимание, что больше всех привлекла ПИИ не Бишкек и не Ыссык-Кульская область, а Джалал-Абадская область - 434,2 млн. долларов США. Все эти факторы подлежат внимательному анализу и выводам, чтобы внести соответствующие поправки в инвестиционную политику нашей страны.

Приведенные статистические данные говорят сами за себя. Мы должны кардинально пересмотреть свою инвестиционную политику. При этом пока каждый руководитель профильного ведомства, области, района или отдельно взятого города не поймут, что персонально несут ответственность за привлечение инвестиций, ничего у нас не получится.

Директор Департамента экономической дипломатии МИД КР
Авазбек Атаханов

Комментарии

Оставить комментарий