Роль гражданского общества в вопросах изменения климата для Кыргызстана

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Бишкеке состоялся Национальный климатический форум «Вопросы изменения климата для Кыргызстана: пост-Парижские действия и роль гражданского общества», с участием представителей парламента, государственных органов исполнительной власти, ведущих международных организаций и финансовых институтов, заинтересованных государственных и неправительственных организаций, бизнес-сектора, признанных экспертов в сфере изменения климата и лидеров климатического общественного движения.

Данный форум посетили более 145 участников, которые обсудили актуальные климатические инициативы и сценарии будущих возможных действий на национальном уровне. Программа форума предусматривала рамки для конструктивного диалога между представителями государственного органов, бизнес-среды и гражданского общества, нацеленного на объединение усилий по борьбе с изменением климата. Мероприятие было организовано под эгидой Общественного совета Жогорку Кенеша КР по зеленой экономике и при партнерстве с ОЮЛ «Зеленый Альянс.КГ», ОФ «ЮНИСОН», при содействии Регионального экологического центра Центральной Азии (РЭЦЦА).

Основными направлениями докладов и обсуждений Форума стали национальная политика в сфере изменения климата после ратификации страной Парижских соглашений, региональные и местные действия для минимизации углеродного среда и адаптация к климатическим изменениям, вопросы климатического финансирования.

Участники форума обсудили негативные последствия изменения климата, которые будут препятствовать выполнению долгосрочных планов Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года (НСУР 2040). Участники отметили, что Кыргызстану необходимо предпринять конкретные шаги для борьбы с изменением климата, чтобы продемонстрировать приверженность страны к достижению глобальной стратегической цели – предотвращению дальнейшего потепления планеты более чем на 2 градуса по Цельсию и сокращение выбросов парниковых газов.

Участники форума рекомендовали Правительству КР определить основные государственные органы в составе Правительства Кыргызской Республики по разработке Национально-определяемых вкладов (NDC) и Национальных планов по адаптации к изменению климата. Так как это связано с долгосрочными планами прогнозирования развития экономики страны и реализацией конкретных целей НСУР 2040 в различных отраслях производства, а также из-за отсутствия необходимого институционального потенциала ГАООСЛХ по подготовке стратегических социально-экономических программ.

Наряду с этим, в рамках форума были представлены на обсуждение: Итоги XXV-ой Конференции Сторон РКИК ООН и участие Кыргызстана в климатических переговорах (Айзада Киязова, ГАОСЛХ). Парижское соглашение - стратегический компонент ЦУР 2030 (Азамат Темиркулов, Зеленый Альянс Кыргызстана). Последствия изменения климата в Кыргызстане (Исакбек Торгоев, Национальная Академия Наук Кыргызской Республики). Развитие энергоэффективности в строительной отрасли Кыргызстана до 2025 года

Выступая на форуме, вице-премьер министр Кыргызской Республики Замирбек Аскаров, еще раз отметил приверженность Правительства Кыргызской Республики задачам и целям Парижского Соглашения и НСУР 2040.

«Изменение климата – один из главных вызовов, стоящих перед правительством Кыргызстана. Для дальнейших действий по совершенствованию климатических стратегий и их реализации мы ожидаем существенный вклад от гражданского сообщества, частного бизнеса и международной поддержки наших действий. Нам необходимо сохранять этот импульс, который так важен, чтобы минимизировать воздействие изменения климата и достичь целей НСУР 2040», - отметил Аскаров и добавил, что Правительство будет гармонично сочетать климатические инициативы, озвученные на форуме, с решением задач по устойчивому развитию.

В свою очередь председатель Общественного совета по зеленой экономике, депутат ЖК КР Экмат Байбакпаев, отметил, что Кыргызстан – одна из стран региона, наиболее уязвимых к изменениям климата. Он подчеркнул, что изменение климата представляет угрозу водным ресурсам Кыргызстана, и может привести к упадку не только сельскохозяйственного, но и энергетического сектора. Байбакпаев призвал к применению всех доступных инструментов и механизмов, в том числе международных, по привлечению финансовых и технологических ресурсов для развития устойчивой экономики в стране.

Президент Юнисон Групп и соучредитель ОЮЛ «Зеленый Альянс.KG» Нурзат Абдырасулова сообщила, что повышение энергоэффективности – один из самых эффективных путей сокращения выбросов CO2 в атмосферу. Она поделилась законодательными рекомендациями, нацеленными на повышение энергоэффективности зданий в Кыргызстане, включая запрет на новое строительство без применения энерго- и ресурсосберегающих технологий, создание рабочих мест для специалистов по энергоаудиту и сертификации, а также ввод обязательных требований к минимальным показателям энергоэффективности зданий.

В качестве региональных инициатив были представлены проекты в различных отраслях, реализуемых в настоящее время. Также были обсуждены проблемы инфраструктуры городов, способы перехода предприятий на методы устойчивого производства и потребления. Важную роль в развитии низкоуглеродной экономики играет частный бизнес.

Президент Союза банков Кыргызстана Анвар Абдраев заявил, что ответственные правительственные органы страны должны тщательно соблюдать методики и требования международных доноров для эффективного привлечения финансовых фондов в Кыргызстан.

Руководитель Координационного центра по климату и озону, оценил ресурсы для адаптации к последствиям изменения климата в Кыргызстане. Марс Аманалиев отметил, что по модели PAGE09 ожидается дефицит инвестиций на меры адаптации в стране в размере 138 млн. долларов США к 2050 году и до 454 млн. долларов США к 2100 году.

Менеджер по политике Центра климатического финансирования Асель Мадыбаева представила международные механизмы климатического финансирования и критерии доступа к ним. Мадыбаева обратила внимание, что если раньше финансирование было направлено в основном на меры митигации к изменению климата, то создание Зеленого Климатического Фонда позволило продвигать финансирование мер адаптации. Эксперт также отметила, что правительству важно приложить усилия, чтобы облегчить доступ Кыргызстана к международным климатическим фондам.

В заключение Форума было принято Обращение участников к Правительству Кыргызской Республики, призывающее предпринять срочные и конкретные меры в рамках обязательств страны по международным климатическим соглашениям, внедрению принципов зеленой экономики в различные отрасли, широкому вовлечению частного бизнеса и гражданского общества в решение общенациональных задач устойчивого развития страны.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий