• 88.85
  • 94.92
  • 0.96
  • 0.2

Зарплаты игроков и развитие футбола в Кыргызстане — интервью с Медербеком Сыдыковым

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Отечественный футбол за последние три года меняется в лучшую сторону: усиливается конкуренция в местном чемпионате, расширяется география трансферов и развивается инфраструктура. Президент Кыргызского футбольного союза Медербек Сыдыков рассказал в интервью агентству «Кабар», какие еще новшества порадуют футбольных фанатов Кыргызстана.

— Как будет развиваться футбольная инфраструктура в стране? Поддержит ли эти проекты Международная футбольная федерация (FIFA)?

— В Кыргызстане проекты FIFA реализуются с 2015-го года в рамках ее программы Forward. Они делятся на инфраструктурные и операционные. Финансирование выделяется при своевременном исполнении всех условий, предусмотренных в этой программе. С начала ее реализации в Кыргызстане мы соблюдаем все требования.

Если говорить об инфраструктурных проектах, то на сегодня решается вопрос строительства в Бишкеке тренировочного центра для национальных сборных по футболу. Мэрия присматривает подходящую локацию. Но, как оказалось, этот процесс весьма сложный и долгий по одной простой причине — в городе нет свободных участков. Если в ближайшее время нам смогут выделить территорию, то в 2024 году мы начнем строить там поля. Необходимо порядка 10 гектаров. Сейчас у нас такой базы нет, и сборные вынуждены ездить в Кант для тренировок. Это очень неудобно, потому что ребятам тяжело уставшими и пропотевшими после физических нагрузок возвращаться домой в Бишкек в часы пик.

Также в Бишкеке рядом со старым офисом Кыргызского футбольного союза весной следующего года планируем начать строительство крытого тренировочного зала для футзала по стандартам Азиатской конфедерации футбола (AFC). Если в апреле начнем, то к сентябрю сможем завершить все работы.

И здесь же, на месте старого офиса КФС, мы планируем построить реабилитационный центр для спортсменов. К сожалению, наши спортсмены вынуждены восстанавливаться в разных местах в силу своих возможностей. Это сказывается на сроках и качестве их восстановления. Центр будет для всех профессиональных спортсменов, не только для футболистов сборных, поэтому инвесторов для этого проекта мы ищем совместно с кабмином.

— Что насчет регионов?

— В развитии футбольной инфраструктуры в регионах акцент будет на воспитании юных талантов. В следующем году в шести городах республики: Таласе, Баткене, Кызыл-Кие, Токмоке, Нарыне и Караколе — совместно с местными властями будем строить поля с искусственным покрытием. Мэрии нужно будет подготовить «пироги» — нижнюю дренажную систему, а мы обеспечим искусственным покрытием. На этих полях будут проводиться местные чемпионаты, за которыми мы будем наблюдать и отбирать лучших игроков для просмотров в клубы и сборные.

В Караколе оказываем консультации по реконструкции стадиона, чтобы он соответствовал международным стандартам. По завершении работ сборные могут летом проводить там тренировки, потому что в Бишкеке очень жарко.

И также на Иссык-Куле при поддержке FIFA мы готовимся построить мультиспортивный центр. Он будет в селе Кара-Ой, где нам выделили 18 гектаров. По проекту центр включает бассейны, фитнес-залы, реабилитационный центр, шесть стандартных тренировочных полей: два с искусственным покрытием и четыре — натуральным, и один небольшой стадион для проведения международных встреч среди команд юниоров. По кругу будет беговая дорожка, чтобы легкоатлеты могли проводить там сборы. В целом в центре будут созданы условия для проведения сборов команд легкоатлетов, боксеров, пловцов, волейболистов

Проект большой, ожидаем начать его в следующем году. Для его реализации кабмин также ищет инвесторов.

— Расскажите теперь об операционных программах FIFA.

— У нас реализуется проект Арсена Венгера The FIFA Talent Development Scheme. В прошлом году наша страна вошла в состав пилотной группы: мы показали хорошие результаты и нам продлили участие в нем. Теперь мы решили расширить проект, охватив Академию футбола имени Асылбека Момунова в Оше и академию столичного футбольного клуба «Илбирс», куда в скором прибудут тренеры FIFA для работы с юниорами. Финансирование для этого уже выделено. Сейчас мы ведем переговоры со специалистами и ожидаем их приезда до конца года.

Помимо этого, в рамках проекта мы открыли в этом году два спецкласса для детей 2010 года рождения (12-13 лет). Они работают в бишкекской школе №29. Мы планируем обучить 25 детей по спецпрограмме: утром тренировка и после до обеда учебный процесс. После обеда у них будет время на выполнение домашних заданий, а потом снова тренировки. Такой режим у них будет каждый день. Классы смешанные: есть и мальчики, и девочки.

— Этот проект экспериментальный и рассчитан только на один поток? Или такие классы будут открываться каждый год для детей 12-13 лет?

— Мы каждый год будем прибавлять по классу. Так у нас сложатся команды U-13, 14, 15, и они будут представлять страну на международных турнирах среди юниоров.

Также с этого года мы возродили работу футбольного класса в Республиканском спортивном колледже: выделили тренера, его зарплату оплачивать будем сами, а также помогли обновить покрытие их тренировочного поля, купили им инвентарь и экипировку. В августе мы провели отбор среди ребят 2009 года рождения и собрали лучших по стране. Теперь они живут, учатся и тренируются в колледже.

Эти проекты покажут свои плоды в ближайшие 3-4 года на квалификационных играх турниров U-17 Азии и мира. Мы поставили цель войти в четверку сильнейших в Азии — на чемпионат мира выходят команды, которые попадут в четвертьфинал Кубка Азии.

— В Бишкеке и Оше работа по взращиванию юных талантов стала на рельсы. Что насчет других городов?

— Мы планируем открыть футбольные академии на базе клубов высшей лиги и вести с ними системную работу. С финансовой стороны проблем никаких нет — все родители готовы оказывать поддержку. С 6 до 12 лет секции можно сделать платными, а с 13 лет отделять способных детей к тренировкам со сборными. Это усилит конкуренцию и положительно скажется на качестве игры. Открыв новые футбольные центры в областных и районных центрах и поддерживая футбольные академии наших местных клубов, мы сможем охватить 30 городов по республике. Если к 2030-му году из этих 30 городов мы получим хотя бы по одному толковому футболисту, то это уже будет успех для нашей основной сборной.

— К слову, о местном чемпионате. Чего нового ждать болельщикам в следующем сезоне?

— Мы ведем переговоры с футбольными клубами и ищем спонсоров, чтобы в следующем году установить на стадионах освещение помощнее. Мы уже подобрали подходящие прожекторы, готовы профинансировать клубам половину стоимости их установки.

Это делается для того, чтобы проводить матчи чемпионата по вечерам после 20:00. Сейчас игры проходят только днем, когда все болельщики на работе. Вечерними матчами мы хотим собрать широкую аудиторию зрителей, создав для них условия, чтобы они к 8-ми часам освободились от семейных и домашних дел и приходили смотреть футбол. Игра ведь для болельщиков.

— Можете раскрыть, сколько зарабатывают футболисты, выступая за местные клубы?

— Сейчас их заработные платы достигают от 1 до 2 тысяч долларов США — это в состоятельных клубах, таких как «Алга», «Абдыш-Ата», «Алай», «Дордой», «Мурас Юнайтед», «Нефтчи». В среднем футболисты зарабатывают 1000 долларов. По 50-60 тысяч сомов получают начинающие профессиональные футболисты. Юниоры 15-17 лет заключают свои первые контракты на 100 долларов.

— Вполне прилично.

— Мы в свое время играли за 100 долларов в месяц. Поэтому сейчас грех жаловаться. Все зависит от возможностей игрока. Способным клубы создают все возможные условия. Также перед ними открываются двери попробовать себя за рубежом.

— Но весной депутаты Бишкекского городского кенеша поднимали вопрос о расформировании муниципального клуба «Алга», ссылаясь на его нерентабельность. Как вы считаете, весомый ли это аргумент, чтобы поставить точку в истории этого легендарного клуба?

— Эта инициатива была со стороны БГК. Они аргументировали, что за 35 млн в год можно было бы строить садики и другие соцобъекты, а не содержать клуб. Тогда я сразу же встретился и с мэром (на тот момент с Эмилбеком Абдыкадыровым, прим. ред.), спикером и некоторыми депутатами БГК. Я объяснил им, какая богатая история у клуба. В советское время мы все за него болели.

Во-первых, у мэрии есть такие возможности привлечь спонсоров, не обязательно же спонсировать с бюджета. У муниципального клуба даже нет базы, финансирование нестабильное, постоянно меняется руководитель. Он еще зависит от ряда лиц и не может вести полноценно политику. Все эти проблемы можно решить с помощью инвесторов и, уделяя большее внимание его развитию.

Во-вторых, клуб может стать мечтой для маленьких бишкекчан. Он может стать одним из превентивных механизмов в борьбе с преступностью. У детей должны быть перспективы, что они смогут продолжить свое любимое дело — играть в футбол на профессиональном уровне. Они должны понимать, что не просто так ходят на футбольные секции. Клуб будет гарантировать юным футболистам работу и стабильный заработок в будущем.

Ну и, в-третьих, клуб – это же не производство, чтобы приносить доход. В этом деле не только мы, но и наши соседи еще не смогли выйти на рентабельность. Но это можно сделать по примеру европейских клубов, продавая футболки, мерчи, работая с трансферами, разработав коммерческие права, продвигая бренд клуба. А чтобы все это осуществлять, нужно привлекать болельщиков и создавать для них условия. Сейчас им же негде смотреть матчи. В физкультурном институте устаревший стадион, на трибуны страшно садиться. Но клуб участвует в чемпионате, несмотря на все сложности.

— Услышали ли ваши аргументы?

— Да, мэр и депутаты БГК согласились и решили взяться за развитие клуба. Если ребята станут чемпионами страны, то они получат путевку в международные турниры и будут прославлять город. У Бишкека много городов-побратимов, и клуб может помочь укреплять связи с ними, если проводить такие турниры.

КФС также направил обращение мэрии и кабмину с просьбой передать «Трудовые резервы» «Алге» и привести инфраструктуру клуба в порядок.

— Пару слов о сборной. Как вам работа Штефана Тарковича у руля сборной? Можете дать первичную оценку?

— Мы поддерживаем его работу. Оценку ей дадим по итогам шести матчей второго квалификационного тура чемпионата мира 2026 года и его годового отчета. Он попросил у нас в начале создать возможность осмотреть игроков сборной. Мы провели сборы в июне, июле, сентябре и октябре и исполнили его просьбу. В ноябре начнутся уже официальные квалификационные матчи. Там у него не будет права на ошибку. Я думаю, мы ему дали достаточно времени. Он осмотрел более 40 ребят. Из их числа он назовет итоговый состав.

— Как вы оцениваете шансы нашей сборной по футзалу на предстоящем Кубке Азии?

— Наша сборная может через Кубок Азии пробиться на чемпионат мира. Для подготовки у нас есть пять месяцев. Мы поставили цель привлечь еще специалистов и усилить тренерский штаб. В августе мы привлекли бразильского фитнес-тренера. За полтора месяца он подготовил ребят и показал свой профессионализм. Мы вышли в финальный этап. Чтобы получить путевку на ЧМ в Ташкенте, мы должны усиливать состав.

— Что можете сказать о сборной по пляжному футболу? Есть ли возможность развивать и его?

— У нас сейчас в приоритете футзал, потом женский футбол и после уже пляжный, потому что у нас ограничены ресурсы. Для продвижения пляжного футбола сначала нужно подготовить инфраструктуру. Мы не можем привлекать специалистов, потому что негде проводить тренировки. Но мы поддерживаем связь с техническими директорами из Испании, Австралии и Португалии, чтобы привлечь их для работы с юниорами. Вопрос с кадрами будет решаться после подготовки инфраструктуры.

— О юниорах. Команды U-14, 15, 17 выступили на центральноазиатском турнире CAFA и турнире развития UEFA. Они пережили разгромные поражения от сильных соперников. Есть ли у вас спортивные менторы, которые помогают принять подросткам такие тяжелые моменты в спортивной карьере?

— Мы ищем специалиста, который разбирался бы в нашем менталитете. В школах и семьях зачастую не уделяется должного внимания воспитанию детей. Дети остаются без внимания и контроля, что отражается на нашем футболе. Они демонстрируют на поле свою невоспитанность, безответственность, хулиганят. Мы закрываем глаза и продолжаем с ними работать, но к 17-18 годам мы уже не можем их исправить. Поэтому мы сейчас работаем с детьми 13-14 лет. Мы им говорим, что они пойдут на чемпионат мира в 17 лет, в 23 выступят на Олимпиаде. Мы настраиваем их на чемпионство и стараемся так мотивировать на лучшее.

Тренеры не могут изменить ребенка за 14 дней сборов. Остальные 350 дней он проводит в своем клубе. Мы хотим сейчас заняться повышением квалификации тренеров в клубах, чтобы они не смотрели на родителей, и сколько они платят. Из-за такого подхода у нас упали спортивные показатели. Мы хотим решить проблему с их заработной платой за счет финансирования спортивных комитетов и других источников.

— В Кыргызстане начала работу футбольная академия испанской «Барселоны». Но это, все же, частный проект. С какими европейскими клубами КФС планирует сотрудничать напрямую? К примеру, посольство Кыргызстана в Италии сообщало о планах с «Кальяри Кальчо».

— Посол в Италии любит футбол и проводит переговоры с разными итальянскими клубами. Он передает нам их предложения и озвучивает им наши. Мы стремимся создать возможность для наших ребят проходить там просмотры, тренировки. Если нам удастся реализовать такие планы, то они принесут большую пользу нашей сборной.

— В этом году нашу страну посетили легенды «Барсы» и президент FIFA Джанни Инфантино. Будет ли продолжение?

— Несомненно, звезды к нам приезжать еще будут. Их приезд сделал хорошую рекламу нашей страны. Их поразила наша природа, величественные горы, возможности туризма. Они настроились прилететь к нам снова, и уже не по работе, а отдохнуть.

Также Жоан Лапорта поддержал инициативу учредить Кубок и проводить ежегодный турнир в академии в Джалал-Абаде. На финал этого турнира «Барселона» будет отправлять к нам каждый год звезду. Мы сейчас думаем над регламентом, кто будет участвовать, вероятнее всего, воспитанники академий Ферганской долины. Также возможно еще привлечь юниоров из Китая и России.

Приезд Джанни Инфантино помог нам ускорить решение многих вопросов во время их встречи с президентом нашей страны, а именно по развитию женского и клубного футбола, строительства стадиона. Инфантино дал хороший настрой главе государстве развивать футбол, подчеркнув имеющийся потенциал.

В следующем году мы ожидаем визита президента AFC.

— Расскажите о планах создания турнира среди сборных тюркоязычных стран? Могут ли к нам прилететь звезды, такие как Доминик Собослаи, Арда Гюлер и Хакан Чалханоглу?

— Переговоры об учреждении турнира среди тюркоязычных стран ведутся с 2019-го года. Этот вопрос мы обсудили и согласовали с Джанни Инфантино, FIFA не против такого объединения. Недавно на встрече в Ташкенте руководители футбольных организаций тюркоязычных стран приняли решение, что первый турнир состоится в 2024 году, и мы на правах его инициатора выступим организатором. Официальное соглашение по проекту мы подпишем на конгрессе FIFA в Бангкоке в мае следующего года. Регламент сейчас обговаривается, как будет готов, мы отправим его всем участникам. Если все будут согласны, то весной уже проведем турнир в Ташкенте или в Стамбуле, или у нас. Но он будет среди сборных U-17 или U-15.

Беседовала Нуркыз Сабырова, фото пресс-службы КФС

Комментарии

Оставить комментарий